Тестовая диагностика роста школьника степанов п в. Методика определения результатов образовательной деятельности


Гуманистические ценности Объекты отношения Ценностное отношение (признаки личностного роста) Антиценностное отношение (признаки личностного регресса) Семья Уважение семейных традиций, гордость за свой род Игнорирование ответственности за продолжение жизни Отечество Гражданственность, патриотизмОбывательство, иждивенчество Земля Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам Потребительское отношение Мир Миротворчество, пацифизмМилитаризм Труд Трудолюбие, творчествоЛень Культура ИнтеллигентностьБескультурье, хамство и вандализм Знания ЛюбознательностьНевежество


Другие люди (такие же, как Я сам) Гуманность, милосердие Жестокость Иные люди (не такие, как Я) ТолерантностьНационализм, расизм Я - телесноеЗабота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма Я - душевноеСамопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности Я - духовноеСвобода, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека Превращение личности в «социальную пешку»




Типы отношений: 1.Ситуативные отношения (изменчивость и детерминированность конкретной жизненной ситуацией). 2.Устойчивые отношения (осознанные, отрефлексированные отношения фиксируются в позиции). 3.Незыблемые отношения (постоянство, характерное для фанатиков или подвижников).


Диагностика личностного роста Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!


Бланк для ответов Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)_________________


Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение: твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? книги, журналы, телевизор, интернет? что-то еще (укажи, что именно)? Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.


Принципы диагностического опросника: - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; - текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.


Принципы проведения диагностики: Проводится в условиях стабильности Доверие к проводящему диагностику Возможность выбора анонимности Ограниченное время на ответ (30 мин.) Вопросы-перевертыши Показатель диагностики – не есть результат только деятельности классного руководителя Нельзя проводить часто (дважды в год)


Что делать с результатами диагностики? Обработать и систематизировать Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям устойчиво-негативное0% школьников ситуативно-негативное35% школьников ситуативно-позитивное58% школьников устойчиво-позитивное7% школьников


Что дают результаты диагностики? Результаты как минимум двух опросов дадут представление о динамике личностного роста, об успешности реализуемой вами деятельности Представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников (анализ - цель - планирование) Масштабы той или иной проблемы (% соотношение) Последний вопрос может дать представление о влиянии именно школы на личностное развитие школьников.


Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) Образное описание стадий развития коллектива. 1 ступень. «Песчаная россыпь» 2 ступень. «Мягкая глина» 3 ступень. «Мерцающий маяк» 4 ступень. «Алый парус» 5 ступень. «Горящий факел» Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей.


Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!


Обработка полученных результатов Кого выбирают Кто выбирает А.....Б.....В.....Г.....Д.....Е.....Ж....З..... А Х1,1,11,1 11 Б,1,1Х11,11 В,1Х1,1,1 1 Г,11,1,1Х111,1 Д,1,11,1Х11 Е,11,1,1 Х1 Ж,1,1 1,1Х З,1,1 Х Общее число выборов (рейтинг)


Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г); рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж); одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.


Экспертная оценка использования воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Рекомендации: источники информации (наблюдение за деятельностью педагогов, собеседование, анализ планов или программ организации воспитательного процесса); каков воспитательный аспект проводимых дел. Действительно ли они воспитывающие или направлены только на то, чтобы научить чему-то, выполнить работу, победить, заполнить досуг и т.д.? Тенденция сводить воспитательный процесс в основном к классным часам. степень участия и самостоятельности школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе тех или иных дел (детское самоуправление).


Другие предметы мониторинга процесса воспитания 3.Профессиональная позиция педагога 4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: Материально-техническое оснащение Укомплектованность квалифицированными кадрами Предметно-эстетическая среда Деятельность детских объединений и органов самоуправления Программное обеспечение процесса воспитания

I. Цель мониторинга

II. Предмет мониторинга

Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.

Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертиза

III. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания

1.Диагностика личностного роста школьников

Что же такое этот личностный рост?

В чем же суть диагностики личностного роста?

Опросный лист для учащихся 6 – 8-х классов

Опросный лист для учащихся 9 – 11-х классов

Обработка результатов

Интерпретация результатов

2. Индивидуальное диагностическое собеседование

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Ситуация 4.

Ситуация 5.

Ситуация 6.

Ситуация 7.

Ситуация 8.

Ситуация 9.

Ситуация 10.

IV. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника

1.Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Ход выполнения

Образное описание стадий развития коллектива

Обработка полученных данных

2.Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Опросный лист

Обработка полученных результатов

Пример социометрической таблицы

Интерпретация полученных результатов

V. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника

1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Как осуществляется диагностика

Опросный лист №1

Опросный лист №2

Обработка результатов.

Интерпретация результатов.

2.Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

Опросный лист

Обработка и интерпретация результатов

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания

Детские объединения

Органы ученического самоуправления

Школьная концепция воспитания

Школьные программы воспитания

План воспитательной работы классного руководителя

Литература

В книге представлена разработанная на основе современных научных достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а также приводятся полные описания специально разработанных диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных концепций, программ, технологий воспитания и строящейся на базовом принципе «не навреди».

Адресована школьным педагогам, администрации образовательных учреждений, методистам ИПК и ИУУ, работникам управлений образованием.

В последние годы система образования в России претерпела значительные перемены, и как полагается весь этот процесс шел поэтапно. Стартовой площадкой для внедрения ФГОС второго поколения стала начальная школа. Но сегодня с уверенностью можно сказать, что ФГОС начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - как ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса. Именно эти требования и становятся объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

В современной системе образования отчетливо прослеживаются сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями; совершенствоваться и самообучаться.

Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

Современный стандарт предъявляет новые требования и к системе оценивания предметных результатов освоения программного материала. Метапредметные и предметные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Личностные же результаты ученика не подлежат итоговой оценке.

Можно ли все вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично - да. А как измерить метапредметные результаты или личностные достижения учащихся?

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития личности ученика является мониторинг, который позволит своевременно сделать необходимую корректировку, спланировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью нами была разработана «Карта личностного роста», которая отражает динамику роста личности ученика по следующим критериям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь» и «Психологические аспекты» на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. В них нашла свое отражение и оценка творческой деятельности учащегося. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Безусловная ценность «Карт личностного роста» заключается в том, что она способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку и родителям, что ведение «Карт личностного роста» - это не гонка за количеством дипломов и всевозможных грамот! Таким образом, первичным становится сам процесс участия в учебной деятельности или в творческой работе, а вторичным - его результат.

«Карты личностного роста» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1-го по 9-й классы.

«Карты личностного роста» дополняют традиционные контрольно-измерительные средства и позволяют учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

В отличие от Портфолио, которое является лишь коллекцией работ и результатов учащегося, уникальность и инновационность «Карты личностного роста» заключается в том, что:

  • в них фиксируются результаты мониторинга конкретного ученика на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении;
  • в возможности увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом (в динамике);
  • в сборе, систематизировании и фиксировании индивидуальных результатов развития конкретного ученика по формированию метапредметных УУД;
  • в диагностике возможностей и особенностей развития конкретного ребенка;
  • в выявлении динамики индивидуальных образовательных достижений конкретного ребенка на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении;
  • в построении индивидуальной траектории развития конкретного ребенка;
  • в простоте работы с «Картой личностного роста» - доступность и наглядность;
  • в необходимости организации тесного сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов » в образовательных, воспитательных и коммуникативных достижениях конкретного ребенка;

Таким образом, «Карты личностного роста» позволяет скорректировать отношения к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его деятельности, но и наглядно демонстрирует пробелы в компетенциях различного вида. В «Карте личностного роста» отражается значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы с конкретным учащимся, что позволит классному руководителю наметить план действий по преодолению имеющихся трудностей либо дальнейшему развитию учащегося.

Следует подробнее остановиться на критериях мониторинга, который осуществляется по трем направлениям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь», «Психологические аспекты».

  1. «Диагностика успеха» ребенка включает в себя следующие параметры:
  • «Мои учебные достижения» - что является по своей сути мониторингом УУД ученика. Динамика этого параметра позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его следует раз в год (за исключением первого года обучения) по единой стандартной процедуре. Началом системной диагностической работы учителя является педагогическая диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе, которую мы осуществляем благодаря ……. «Школьный старт». Диагностика «Школьный старт» - стартовая готовность - это совокупность умений (т.е. владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. При совместном применении и взаимосвязанном анализе результатов диагностики психологической и стартовой готовности у нас, у взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы. Следует еще раз упомянуть о том, что вышеуказанная диагностика «Школьный старт» проводится один раз - в начале первого класса. Именно поэтому в диаграмме «Карты личностного роста» имеются две кривые за первый год обучения, что является определенной особенностью ежегодной диагностики. Далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей. Эти диагностические срезы проводятся в конце учебного года (апрель - май) и начальная школа использует УМК «Учимся учиться и действовать» (авторы: Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова, Т.В. Беглова). Этот комплекс помогает провести мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания объединены игровым сюжетом.
  • «Участие в олимпиадах» - данный критерий является необходимым показателей успешности ученика на протяжении всего процесса обучения в школе. Именно этот критерий наглядно демонстрирует предметные достижения учащегося, а именно, освоенный учащимися в ходе учебного предмета опыт деятельности в процессе изучаемого предмета по получению нового знания и его применения.
  • «Участие в конкурсах» - этот немаловажный показатель является демонстрацией уровня активности ученика, его участия в конкурсах различного уровня. Мониторинг по данному критерию проводится в течение учебного года.
  • «Мое творчество» - данный критерий позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его творческой деятельности. Любая работа детей - большой труд, и цену ее результата в виде оценки в «Карте личностного роста» ученики хорошо знают. Количественный показатель творческих работ не является для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Таким образом, личностный рост - своеобразный выход за рамки уже достигнутого и есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

2. «Социальная жизнь» - меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций. Естественно, что в образовательной среде эти компетенции могут формироваться через социализацию ребенка в классном и школьном коллективе, через выполнение своих должностных функций и единовременных поручений. Указанный критерий отслеживает следующие параметры:

  • «Моя школа»
  • «Мой класс»

3. «Психологические аспекты» - Этот аспект диагностирует и обрабатывает педагог-психолог, используя различные методики, позволяющие отследить следующие параметры:

  • «Самооценка»
  • «Я - глазами одноклассников»
  • «Агрессия»
  • «Мотивация»
  • «Тревожность»

Все критерии переводятся в уровни: низкий, средний, высокий, и только затем, показатели вносятся в таблицу и наносятся на график. Цвет графика за каждый год имеет свой определенный цвет. Через два-три года по графику можно четко видеть картину развития ребенка, его положительную или отрицательную динамику по тому или иному показателю, а следовательно можно скорректировать работу с этим учеником.

Особо стоит отметить, что оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду, а не соответствие ее какому-либо эталону, стандарту или норме. Такой подход позволяет оценить усилия ребенка, причисленного к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

И в заключении хотелось бы добавить, что «Карты личностного роста» в нашем образовательном учреждении стали своего рода «преемственным документом», при переходе учащихся в среднюю школу, который является огромным подспорьем в работе классного руководителя как с учащимися так и с их родителями.

Приложение 1

Карта личностного роста (бланк)

Карта личностного роста учащегося МБОУ СОШ №99

Ф.И.О.___________________________________________________

Разделы

Классы

Диагностика успеха

Социальная жизнь

Психологические

аспекты

Мои учебные достижения

Участия в конкурсах, олимпиадах и др.

Моя школьная жизнь

Мои друзья

Я познаю мир

Самооценка

Агрессия

Мотивация

Тревожность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностный рост - это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост - это путь к счастью и успеху.

Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей учащихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба и творческие достижения; ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать зачастую дремлющие в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса нашей гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» учителя начальных классов обратились к такой актуальной форме оценивания личных результатов как портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Потрфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.

Любая работа детей - большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.

Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.

Личностный рост - своеобразный выход за рамки уже достигнутого. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия.

2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

3.Формировать самостоятельность.

4.Быть эмоционально гибким.

Особо отметим, что оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Основным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.

Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся. С этой целью собирают учителя начальных классов в гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» такие материалы, как:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;

2) карты наблюдений за учеником, которые имеют следующие страницы:

· анкетирование родителей;

· изучение особенностей развития дошкольника;

· его готовность к обучению в школе;

· диагностика первичной адаптации ребенка в школе;

· диагностика сформированности УУД.

Наиболее подробно мы остановимся на диагностике личностных УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

Знание моральных норм;

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

Умение выделить нравственный аспект поведения.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

1) самоопределении

2) смыслообразование

3) нравственно-этическая ориентация

Для диагностики педагогами начальных классов нашей гимназии были выбраны следующие методы и методики:

Анкетирование,

Метод наблюдения.

Рассмотрим более подробно специфику проведения методики анкетирования.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

Действия, направленные на определение своего отношения к школе

Действия, устанавливающие смысл учения

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

Критерии оценивания:

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе, но и сохранение дошкольной ориентации.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года (см. приложение № 1-4).

В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.

Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель планирует результаты по формированию УУД, анализирует результаты и составляет план работы на следующий год.

Естественно, что при проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности. Встретились с ними и наши педагоги:

1.Результаты диагностики не всегда являлись точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2.Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из 30 учеников, уложившись во временные рамки урока.

А теперь перейдем к методу наблюдения, как к наиболее доступному и распространенному методу изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Оцениваемые УУД:

· внутренняя позиция школьника;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метод оценивания: наблюдение согласно заданной карте наблюдения (см. приложение № 5, 6, 10).

Критерии оценивания:

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

Уровни оценивания:

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине - отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения, итог подводится три раза в течение учебного года: в ноябре, феврале и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.

К достоинствам наблюдения мы относим:

· Предоставляется возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике.

· Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.

· Получаем фактические сведения, а не мнения других.

Недостатками этого метода является:

· Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

· Недоступность некоторых сторон деятельности - мотивов, эмоционального состояния.

· Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

Поэтому, чтобы восполнить данные, которые невозможно получить в ходе наблюдения, мы дополнили их диагностикой мотивации учения и диагностикой самооценки учащегося после выполнения работы (см. приложение № 7,8,9).

Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся мы получаем максимально приближенную к реальности картину личностных УУД каждого ребенка.

Предлагаем вашему вниманию систему оценивания личностных УУД, которые были подробно описаны выше, представленные последовательно в ряде приложений № 1-10.

Методика диагностики личностного роста школьников

(методика Степанова)

Как показала практика, у старшеклассников работа с опросником не вызовет особых затруднений и займет время всего лишь одного урока. Но вот школьникам 5 – 8-х классов будет тяжело работать с большим объемом информации. Поэтому в данных классах рекомендуется проводить диагностику в два дня, разделив соответственно опросник пополам.

Предлагается два варианта диагностического опросника – для учащихся 5-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов. Структура этих двух опросников, способы их обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые формулировки вопросов.

Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений – 91 – объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов ценностного отношения), представленных в таблице, нами разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.

Ниже приведены тексты опросников, бланки ответов и общая для них техника обработки и интерпретации результатов.

Опросный лист для учащихся 5 – 8-х классов

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или –4).

«0» - ни да, ни нет;

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

  1. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
  2. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
  3. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
  4. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
  5. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
  6. Глупо рисковать ради другого человека.
  7. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  8. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.
  9. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  10. Мне повезло, что я живу именно в России.
  11. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
  12. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
  13. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
  14. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
  15. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  16. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
  17. Я часто недоволен тем, как я живу.
  18. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
  19. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя более свободным.
  20. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
  21. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.
  22. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
  23. Учеба – занятие для заумных «ботаников».
  24. Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
  25. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
  26. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из других мест.
  27. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
  28. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
  29. Я горжусь своей фамилией.
  30. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
  31. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать деньги.
  32. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
  33. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
  34. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
  35. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
  36. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  37. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  38. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
  39. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
  40. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится все время вставать.
  41. Уступить в споре – значит, показать свою слабость.
  42. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
  43. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
  44. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
  45. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
  46. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
  47. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
  48. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
  49. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
  50. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
  51. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.
  52. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
  53. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже взрослый.
  54. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
  55. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  56. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
  57. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
  58. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
  59. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
  60. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
  61. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо – его количество можно было бы уменьшить.
  62. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
  63. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
  64. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое – на это есть школа.
  65. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
  66. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
  67. Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
  68. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
  69. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
  70. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.

Бланк для ответов

Фамилия, имя (Ты можешь указать по желанию)_______________

___________________________________________________________

Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
  4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
  5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  6. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
  7. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
  8. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
  9. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
  10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  11. Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.
  12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
  13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
  14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  15. Я многим обязан своей стране.
  16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
  17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
  18. Физический труд – удел неудачников.
  19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  20. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
  21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
  25. Я часто чувствую разочарование от жизни.
  26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
  27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
  28. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
  29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
  31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
  32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  33. Учеба – занятие для «ботаников».
  34. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.
  35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
  36. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
  37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
  38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
  39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
  40. Я горжусь своей фамилией.
  41. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
  42. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.
  43. На военнопленных не должны распространяться права человека.
  44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  45. Какое общение без бутылки «Клинского»!
  46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
  47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
  48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
  50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
  52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
  53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
  55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  56. Идти на уступки – значит, проявлять слабость.
  57. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
  58. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи.
  59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
  61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
  62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
  64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
  65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
  66. Человеку не обязательно знать свою родословную.
  67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
  68. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
  69. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
  70. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
  71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
  72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
  73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни.
  77. Меня не угнетает временное одиночество.
  78. Я чаще всего следую за мнением большинства.
  79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
  81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
  82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
  83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
  84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
  85. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
  86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
  87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
  88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.
  89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
  90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.
  91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Бланк для ответов

Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)_________________

________________________________________________________

Обработка результатов

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.

2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.

3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.

4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.

5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.

8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.

11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.

12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.

13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на противоположный.

Интерпретация результатов

Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это – тенденция, повод для вашего педагогического размышления.

В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.

В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка. Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь – точка его личностного роста (или регресса).

И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

Если вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста, предельно тактичны. Помните: вы не судите, вы размышляете!

1. Отношение подростка к семье

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

2. Отношение подростка к Отечеству

подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) – можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то, за что можно получить дивиденды.

3. Отношение подростка к Земле (природе)

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

4. Отношение подростка к миру

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – можно предположить, что для подростка не существует альтернативы переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью - с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.

5. Отношение подростка к труду

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

6. Отношение подростка к культуре

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

7. Отношение подростка к знаниям

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – перед вами – любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в, казалось бы, очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил значит, не нажил неприятностей).

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

8. Отношение подростка к человеку как таковому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят» это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – ценность человека может быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он скорее всего выберет первое.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.

9. Отношение подростка к человеку как Другому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток – подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.

10. Отношение подростка к человеку как Иному

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

11. Отношение подростка к своему телесному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.

12. Отношение подростка к своему душевному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.

13. Отношение подростка к своему духовному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни – не высовываться.




Copyright © 2024 Строительный сайт.