Краны штабелеры электрические мостовые. Типы кранов-штабелеров

Кран штабелер является незаменимым механизмов для перемещения объектов и товаров на складах, в торговых хранилищах. Также применим в сельскохозяйственных базах с оборудованной системой стеллажей. Отличаются разными принципами управления, конструкцией и типом эксплуатации. На складах в других промышленных объектах достаточно часто используются .

Принцип действия крана штабелера

Кран штабелер стеллажный

Спецтехника способна легко перемещаться между стеллажами и быстро поднимать грузы на высоту до 18 м. Обладает небольшой грузоподъемностью в пределах 1-5 тонн. Отличается невысокой стоимостью, простотой обслуживания. Применяется на небольших складах, обеспечивая высокую скорость выполнения работы по перемещению и расположению товаров. По качественным особенностям превосходит обычные погрузчики.

Особенности подвесного штабелера

Специализированный кран штабелер подвесной представляет собой опорную конструкцию, закрепленную над стеллажами. Позволяет за минимальное время проводить подъем и перемещение грузов. Занимает небольшое пространство и имеет упрочненную опору для надежного и безопасного применения. Перемещение грузов в данном типе производится вдоль горизонтальных балок.

Отличия мостового крана штабелера

Мостовые краны штабелеры представляют собой закрепленную конструкцию, по которой производится передвижение тележки с грузами. Оснащаются специальным оборудованием для работы с разными объектами: вилочный захват, кантователь. Рельсы мостовых моделей крепятся непосредственно к стеллажам, поэтому могут использоваться только на прочных конструкциях: добавление веса к стеллажам понижает безопасность их эксплуатации. Но кран штабелер электрический позволяет выполнять работу в несколько раз быстрее.

Грузоподъемность мостовых моделей варьируется в пределах от 5 до 50 тонн.

При наличии программируемого модуля способен совершать размещение по установленным правилам. Высота подъема грузов максимально составляет около 16 м.

Средняя стоимость штабелеров

Цена спецтехники зависит от ее эксплуатационных особенностей. Чем больше количество составляющих (для мостовых типов) и больше грузоподъемность модели, тем выше ценовая категория. Средняя стоимость составляет около 0,5 млн. рублей. Значительно отличается для стеллажных (более дешевые) и мостовых типов. Например, на мостовой кран штабелер г/п 5 тн цена будет зависеть от размерных особенностей, оснащенности и типа управления.

Обязательным условием для любого типа кранов является своевременное обслуживание. Для изучения состояния техники и ее ремонта приглашается специалист, работающий с данным типом установок. Важно, чтобы кран штабелер автоматизированный имел полностью рабочее состояние: при поломке элементов системы понадобится дорогостоящий ремонт. Особое внимание необходимо уделять целостности механизмов и верхнего покрытия. Они обеспечивают полную безопасность использования и долговечность модели.

Мостовые краны-штабелеры


Известно несколько типов мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов. Для механизации крупных складов металла применяют специализированные мостовые краны-штабелеры с многосекционными телескопическими колоннами, оборудованными траверсами с вилочными захватами. На рис. 1 показан мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью на вилах 5 т, на крюке 12,5 т, изготовляемый объединением TAKRAF (ГДР ).

Кран-штабелер имеет мост опорного типа, по которому перемещается тележка с вращающейся четырехсекционной телескопической колонной, оборудованной траверсой с четырьмя вилами для захвата пакетов с металлопрокатом массой до 5 т. В нижней части траверсы имеется крюк, служащий для подъема грузов массой до 12,5 т. На траверсе установлена кабина оператора.

Колонна крана-штабелера состоит из трех подвижных секций и одной (верхней) неподвижной секции, закрепленной на поворотной платформе тележки. К нижней секции колонны жестко крепится траверса с вилами. На концах траверсы установлены два блока для грузовых канатов. Вилочные захваты расположены симметрично относительно блоков, благодаря чему при подъеме и перевозке грузов оба грузовых каната загружаются равномерно. При подъеме траверсы, вначале поднимается соединенная с ней жестко нижняя секция колонны, затем одновременно нижняя и средняя секции и, наконец, поднимаются все три секции одновременно. Все три секции входят внутрь верхней, неподвижной, секции и в таком виде колонна имеет небольшую длину.



Рис. 1. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, изготовляемый объединением TAK .RAF (ГДР ) грузоподъемностью 5 т на вилах и 12,на крюке;
а - общий вид грузоподъемника; б - тележка с крдонцдй

Телескопическая конструкция колонны позволяет крану-шта-белеру перемещаться над штабелями и производить погрузку и разгрузку на транспортные средства, в том числе на железнодорожные платформы и полувагоны. С помощью крюка из вагонов можно извлекать связки металла массой до 12,5 т, которые затем укладывают на полу склада, оборудованном специальным настилом. Далее связки делят на пакеты массой до 5 т и укладывают в ложементы, придающие пакетам необходимую форму для последующей укладки в стеллажи. Затем пакеты увязывают и с помощью вилочных захватов крана-штабелера помещают в стеллаж.

Кран-штабелер TAK .RAF является универсальным. Им можно укладывать в стеллажи пакеты с металлом, нагружать и разгружать автомобили, железнодорожные платформы и полувагоны, используя при этом вилочные захваты или крюк. К недостаткам следует отнести большую массу крана и недостаточно высокий коэффициент использования складского объема. Так, размеры проходов между стеллажами, обслуживаемыми краном-штабелером TAKRAF составляют 2,4 м, а высота укладки груза в стеллажах 7,0 м при высоте помещения 15 м. Кран-штабелер имеет оригинальную систему, обеспечивающую безопасность крановщика при превышении допустимой скорости опускания подъемной траверсы. Кабина крана свободно устанавливается на под-емной траверсе. При превышении допустимой скорости опускания траверсы (при обрыве канатов или выходе из строя механизма подъема) кабина отделяется от траверсы и повисает на собственных несущих канатах.

Мостовые краны-штабелеры с многосекционными телескопическими колоннами применяются также на складах готовой продукции металлургических заводов, на крупных складах металла, где металл хранят в пакетах, уложенных в штабеля. Между пакетами размещают прокладки для прохода вилочных захватов. На рис. 2 показан мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, оборудованный трехсекционной телескопической колонной и траверсой с четырьмя вилами, вращающимися в горизонтальной плоскости. При взятии груза из штабеля вилы повертывают вдоль траверсы. Грузовой захват опускается в проход между пакетами, после чего вилы поворачивают на 90° и располагают поперек пакетов. Далее груз подхватывают всеми четырьмя вилами, поднимают и переносят на грузовые автомобили или железнодорожные платформы. Там пакет укладывают на прокладки, вилы вновь поворачивают параллельно траверсе и грузоподъемник поднимают и перемещают за следующим пакетом. Приводы вращения вил и контрольные приборы, фиксирующие положение вилочных захватов, находятся на траверсе грузоподъемника. Механизмы вращения колонн мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов выполняют Достаточно мощными, чтобы они могли производить разворот полноразмерных пакетов.

Рис. 2. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, оборудованный многосекционной телескопической колонной и грузовой траверсой с вращающимися вилами

Мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов, оборудованные двумя жесткими неповоротными колоннами, между которыми перемещается грузовая платформа с телескопическими захватами, являются узкоспециализированными кранами, предназначенными для укладки в стеллажи однотипных грузов в связках или поддонах. Применение телескопических захватов позволяет в максимальной степени увеличить использование складских объемов, так как размеры проходов для штабелирования равны ширине телескопических захватов (пакетов). Краны-штабелеры такого типа изготовляют для переработки металлопроката длиной до 12 м. Дальнейшее увеличение длины хранимого металлопроката влечет за собой значительное возрастание массы грузовой платформы, увеличение количества грузовых захватов и, как следствие этого, повышение мощности привода подъема, массы тележки и массы всего крана.

В зависимости от длины перерабатываемого груза телескопических захватов может быть два-четыре. При длине проката до 6 м устанавливают два телескопических захвата, при длине 7-8 м - три и при длине 9-10 м - четыре телескопических захвата. На рис. 48 и 49, а показаны мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов грузоподъемностью 3,5 т фирмы Pianelli Traversa (Италия), предназначенные для переработки проката длиной до 6 м. Кран-штабелер имеет грузовую платформу, оборудованную двумя телескопическими захватами, работающими от одного привода. Платформа с помощью гидроцилиндра перемещается между колоннами крана-штабелера. При своем движении она подхватывает кабину оператора, которая перемещается по направляющим, выполненным из труб. Колонны соединены между собой снизу, сверху они жестко крепятся к тележке крана.

Мост крана-штабелера отличается широко раздвинутыми главными балками, между которыми расположены колонны. Конструктивное исполнение основных узлов крана-штабелера, в том числе телескопических захватов, аналогично таким же узлам кранов-штабелеров для тарно-штучных грузов. Кран-штабелер перерабатывает прокат черных и цветных металлов, увязанный в пакеты. С помощью телескопических захватов пакеты снимают с загрузочных устройств и укладывают в стеллажи с консольными полками. Расстояние между стеллажами не превышает 1 м, благодаря чему достигается высокая степень использования объема склада.

Краны-штабелеры рассматриваемого типа эффективно применять на складах металла со значительным грузооборотом и номенклатурой хранимых грузов.

На рис. 3 показаны четыре основные схемы мостовых двухколонных кранов-штабелеров. Три из них снабжены колоннами, не соединенными в нижней части. Конструкция кранов-штабелеров, предлагаемая фирмой Sepa Ievage (Франция), снабжена двухъярусной подъемной клетью.

Рис. 3. Схемы мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов с двумя колоннами, расположенными:
а – внутри балок моста (фирмы PIANELLI TRAVERSA ); б – внутри балок моста с подъемной двухъярусной клетью (фирмы SEPA LEVAGE ); в – снаружи балок моста и снабженные в нижней части направляющими роликами (фирмы DEMAG )- г - снаружи балок моста, их крепление усилено фермой (Кадиевского машиностроительного завода)

Наиболее перспективны краны-штабелеры, изготовляемые Кадиевским машиностроительным заводом. Они включают преимущества указанных конструкций, но являются более легкими и жесткими.

Общий вид крана-штабелера, изготовляемого Кадиевским машиностроительным заводом, конструкция которого разработана ЦКБА , показан на рис. 4.

Рис. 4. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т (КМЗ )

Мост крана-штабелера состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой продольными тягами. Каждый из полумостов (которыми служат главные балки серийных мостовых крюковых кранов общего применения) опирается на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, причем на одном из полумостов концевые балки имеют только холостые колеса, на другом одно холостое, другое приводное. Приводы моста раздельные, состоят из крановых электродвигателей с фазным ротором, редукторов серии Ц2 и колодочных тормозов. Приводной полумост оборудован рабочими площадками и проходной галлереей. Преимущество конструкции моста, состоящей из двух полумостов, в том, что нагрузка на ходовые колеса уменьшается, и это позволяет применять такие краны-штабелеры на складах, допускающих относительно небольшие нагрузки на крановые пути. Кроме того, уменьшается масса моста по сравнению с таким же краном, имеющим четырехколесную схему, в результате меньшей массы концевых балок. Значительно упрощается монтаж моста благодаря тому, что полностью собранные полумосты (с концевыми балками, ходовыми колесами и приводами) устанавливают на подкрановые пути и затем соединяют шарнирными тягами. Чтобы облегчить совпадение шарниров в тягах, в последних предусмотрен монтажный сварной стык.

Тележка крана-штабелера вместе с двумя жесткими колоннами образует П-образную раму, охватывающую мост снаружи, в отличие, например, от крана-штабелера фирмы Pianelli Traversa, в котором колонны расположены между балками моста. Конструкция тележки, в которой колонны находятся снаружи балок моста, позволяет значительно уменьшить общую длину крана при прочих равных условиях и уменьшить подходы крана к торцам пролета. При этом уменьшается также масса металлоконструкций.

Тележка состоит из двух сваренных между собой балок, опирающихся на две концевые балки обычной конструкции. На концах тележки установлены шарниры для подвешивания колонны крана. Снизу, между балок моста, к тележке крепится сварная ферма. Ферма усиливает горизонтальную жесткость балок тележки и создает узел жесткости для дополнительного крепления колонн. Последние соединены с фермой шарнирными, регулируемыми по длине тягами, проходящими под главными балками моста. Фермы и тяги улучшают условия монтажа колонн и усиливают заделку колонн в продольном направлении.

Трудность монтажа колонн заключается в обеспечении их строго вертикального положения и параллельности между собой. При больших размерах крана (длине тележки 11 м, длине колонн до 12 м) решение этих вопросов средствами технологии на заводе-изготовителе связано со значительными трудностями и влечет за собой увеличение себестоимости кранов. В описываемой конструкции параллельность колонн легко обеспечивается при монтаже. Колонны навешивают на тележки с помощью монтажных шарнирой, затем путем регулирования длины тяг проверяют их установку по вертикали и относительно одна другой. После выверки положения колонн заваривают верхний узел соединения колонн с тележкой. Жесткая заделка конца колонны в тележке и дополнительная установка продольных тяг, соединяющих колонну с фермой тележки, на расстоянии от узла заделки 1,5-2 м, увеличивают жесткость всей П-образной рамы в продольном направлении, что позволяет отказаться от горизонтальной связи между нижними концами колонн, влекущей за собой некоторую потерю полезной высоты склада.

Грузовая платформа представляет собой балку, соединенную с двумя каретками, перемещающимися по колоннам. На балке установлены телескопические захваты. Так как кран-штабелер предназначен перерабатывать длинномерные грузы в поддонах или пакетах длиной до 9 м, то на платформе установлено четыре телескопических захвата, три из которых соединены одним валом и работают от одного привода, четвертый имеет самостоятельный привод. Это сделано для того, чтобы кран-штабелер мог работать в одном складе с пакетами длиной до 9 м (при этом включаются одновременно все четыре захвата) и с поддонами длиной до 7 м (при этом работают соединенные между собой одним приводом три телескопических захвата).

Необходимо обращать внимание на следующее. Платформы подвешиваются на двух канатах. После монтажа и регулировки канатов платформы сохраняют строго горизонтальное положение незначительное время. Из-за неравномерной вытяжки канатов грузовая платформа отклоняется от горизонтального положения и длительное время работает с определенным (впрочем допустимым) перекосом. Колонны также отклоняются от вертикальности и параллельности между собой (в допустимых пределах). Ввиду этого в конструкции ходовой части грузовой платформы должны быть предусмотрены элементы, компенсирующие отклонения от номинальных положений платформы и колонн в пределах допусков на изготовление и монтаж. В описанном кран-штабелере фирмы Pianelli Traversa это сделано так.

Платформа жестко соединена с двумя каретками, имеющими по четыре поперечных ролика, воспринимающих поперечную нагрузку, возникающую преимущественно при выдвинутых захватах, и по два продольных ролика, воспринимающих значительную продольную инерционную нагрузку, возникающую при неустановившемся движении крана-штабелера. Между продольными роликами и колоннами предусмотрены зазоры, достаточные для компенсации отклонений от вертикальности колонн и грузовой платформы. Направляющие для поперечных роликов имеют достаточную ширину, и при выборе продольного зазора в одну сторону поперечные ролики смещаются по направляющим, не выходя из нужного контакта. Преимуществом конструкции является ее простота. Однако она имеет весьма существенный недостаток.

Рис. 5. Схемы установки грузовых платформ на мостовых кранах-штабелерах для длинномерных грузов с жесткими колоннами:
а - кран-штабелер, изготовляемый фирмой PIANELLI TRAVERSA ; б - кран-штабелер, выпускаемый Кадиевским машиностроительным заводом; 1 - колонна; 2 - направляющая колонна; 3 - поперечный ролик; 4 - продольный ролик; 5 - грузовая платформа; 6 - телескопический захват; 7 - рычаг; 8 - шарнир; 9, 10 - каретки; 11 - направляющие для перемещения кабины

заключающийся в том, что в результате зиакопеременности инерционной нагрузки платформа при выборе зазоров ударяет то в одну, то в другую колонну. При этом ролики интенсивно изнашиваются.

На кране-штабелере, выпускаемом Кадиевским машиностроительным заводом, грузовая платформа устанавливается иначе. Она шарнирно соединена с одной из кареток, к другой подвешивается на двух рычагах. Шарниры и рычаги имеют необходимую жесткость в поперечной плоскости. Продольные и поперечные ролики охватывают направляющие колонны с зазорами, не выходящими за пределы допуска на обработку колонн по ходовой посадке и обеспечивают точное направление кареток по колоннам. Непараллельность последних компенсируется рычагом. Поперечные нагрузки, возникающие при выдвинутом грузе или при неустановившемся движении тележки или захватов, воспринимают две колонны. Продольную нагрузку воспринимает одна колонна. При этом какие-либо удары исключены.

Кабина оператора выполнена с учетом всех требований по обеспечению хороших условий работы обслуживающего персонала. Обзорность достигается достаточно большой площадью остекления и увеличением размеров кабины по ширине; количество приборов и рукояток управления сведено к минимуму. В частности, электросхемой предусмотрено автоматическое включение сопротивлений в цепях управления электродвигателями приводов. Кабина имеет теплоизоляцию и звукоизоляцию, а также электрообогрев, так как кран-штабелер рассчитан на использование в отапливаемых и в холодных складах (при температуре до -40 °С).

Рис. 6. Кабина оператора мостового крана-штабелера для длинномерных грузов, изготовляемого Кадиевским машиностроительным заводом

Кабина перемещается по направляющим колонны отдельно от грузовой платформы, но не имеет самостоятельного привода. Она подхватывается платформой и затем перемещается вместе с ней. Свободный ход платформы относительно кабины составляет 0,6 м. На кабине установлены ловители, срабатывающие при возрастании скорости опускания сверх номинальной. Для контроля скорости опускания на кране-штабелере предусмотрен стандартный лифтовый центробежный ограничитель скорости.

Наибольшее распространение на складах металла получили мостовые краны-штабелеры общего назначения с телескопическими колоннами, оборудованные специальными вилочными захватами для длинномерных грузов. Такие захваты имеют большую ширину, чем захваты для тарно-штучных грузов, и оборудованы несколькими вилами. Преимуществом мостовых кранов-штабелеров общего назначения, применяемых для переработки длинномерных грузов, является их универсальность и возможность производить погрузку и разгрузку транспортных средств, а также относительно низкая стоимость изготовления, так как краны штабелеры производят серийно в достаточно большом количестве.

На рис. 7 показан мостовой подвесной кран-штабелер, используемый для укладки в стеллажи круглого проката. На кране-штабелере используется вилочный захват для тарно-штучных грузов. Чтобы увеличить устойчивость пакета с длинномерными грузами на вилах, поддоны, в которые уложены грузы, имеют гнезда для вил. Такой кран-штабелер может перерабатывать длинномерные (уложенные в поддоны) и тарно-штучные грузы.

Рис. 7. Подвесной кран-штабелер для длинномерных грузов, выпускаемый фирмой Cleveland Tramrail

Чаще всего мостовые краны-штабелеры имеют специальные захваты для длинномерных грузов, позволяющие перерабатывать грузы в поддонах, связках или в отдельных прутках. На рис. 54 показан мостовой кран-штабелер общего назначения грузоподъемностью 5,0 т, выпускаемый КМЗ и использованный для переработки длинномерных и листовых материалов. Он оснащен специальным грузоподъемником с четырьмя вилами, расстояние между которыми регулируется в зависимости от размеров перерабатываемого груза.

При использовании мостовых кранов-штабелеров общего назначения для переработки длинномерных грузов необходимо учитывать, что при этом:
1) грузоподъемность кранов-штабелеров снижается, так как масса захватов для длинномерных грузов больше, чем масса захватов для тарно-штучных грузов;
2) длинномерные грузы создают больший момент инерции при вращении колонны, чем тарно-штучные грузы той же массы; поэтому при использовании мостовых кранов-штабелеров общего назначения на складах металла рекомендуется ограничивать длину перерабатываемого металла (6-7 м) и вести технологический процесс обработки грузов на складе так, чтобы разворот грузов краном-штабелером не производился, а поворот колонны выполнялся без груза;
3) зазоры между краном и стеллажами должны быть увеличены.

Рис. 8. Мостовой кран-штабелер общего назначения грузоподъемностью 5 т, используемый для переработки листовых и длинномерных грузов

Возможность переработки длинномерных грузов всегда оговаривается в паспортах кранов-штабелеров.

Мостовые специализированные краны-штабелеры по техническим параметрам и конструктивному исполнению во многом однотипны. Грузоподъемность их составляет 3-5 т, высота подъема груза - 6-10 м. Краны-штабелеры выпускают для обслуживания складов с пролетами до 24 м.

Мосты кранов-штабелеров, как правило, разрабатывают и изготовляют на базе мостовых кранов общего применения и они имеют увеличенные размеры базы (до 10-12 м). Это объясняется назначением кранов-штабелеров - для переработки длинномерных грузов. При этом мосты выполняют или по обычной четырехколесной схеме, с увеличенными по длине и сечению концевыми балками, или из двух полумостов, в которых обе главные балки опираются на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, и шарнирно соединены между собой с помощью тяг.

Рис. 9. Схемы мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов с двумя колоннами, расположенными:
а - внутри балок моста; б - внутри балок моста с подъемной двухъярусной грузовой платформой; е - снаружи балок моста и снабженные в нижней части направляющими роликами; г - снаружи балок моста, их крепление усилено фермой

Одним из наиболее сложных узлов в конструкции кранов-штабелеров является тележка, оборудованная вертикальными колоннами. Ввиду относительно больших высоты колонн (10-12 м) и расстояния (8-10 м) между ними от конструктивного исполнения тележки в значительной степени зависит масса всего крана-штабелера, а также его надежность.

Схемы наиболее характерных конструкций тележек приведены на рис. 9. Кран-штабелер фирмы «Пианелли траверса» имеет тележку, выполненную в виде балки, на которой вертикально установлены две колонны, нижние концы которых соединены продольной балкой (рис. 3.2, а). Соединение нижних концов колонн между собой позволяет увеличить продольную жесткость колонн, так как при этом образуется замкнутая прямоугольная рама, хорошо работающая при продольных нагрузках, возникающих при пусках и торможении крана-штабелера. Колонны проходят межлу балок моста. Однако существенным недостатком такой конструкции является увеличение нижней мертвой зоны, так как грузовая платформа вместе с продольной балкой занимают большую высоту (1,2-1,5 м), которая не используется для установки грузов.

Расположение колонн внутри балок моста также нельзя считать рациональным, так как при большом расстоянии между колоннами, определяемом длиной перерабатываемого груза, увеличивается ширина моста, а также его масса.

Кран-штабелер фирмы «Зепа леваж» имеет тележку, выполненную в виде балки с двумя колоннами, проходящими между балок моста. Грузовая платформа двухъярусная и имеет два назначения: два ее яруса создают замкнутую пространственную прямоугольную раму, достаточно жесткую в продольном и поперечном направлениях; на верхнем ярусе платформы можно Перевозить и устанавливать в стеллаж грузы. Недостатком конструкции грузовой платформы является уменьшение высоты подъема груза краном-штабелером вследствие установки второго яруса, увеличение собственной массы грузовой платформы, усложнение конструкции. Для создания необходимой жесткости колонн необходимо в продольном направлении усиливать их сечение, а также сечение верхней балки тележки, что существенно увеличивает массу всей конструкции тележки.

Кран-штабелер фирмы «Демаг» имеет тележку, выполненную в виде балки, по концам которой вертикально установлены две колонны, охватывающие главные балки моста снаружи. При этом существенно уменьшаются габариты и масса моста. Как и в предыдущем варианте, необходимо усилить сечения колонн и верхней балки тележки с целью создания требуемой жесткости колонн в продольном направлении. Колонны для увеличения поперечной жесткости снабжены направляющими роликами, которые катятся вдоль направляющих путей, расположенных на полу склада, вдоль межстеллажных проходов. При таком решении увеличивается расход металла (наличие направляющих) и создаются определенные сложности при въезде крана-штабелера в межстеллажный проход.

Наиболее перспективна конструкция крана-штабелера Стахановского машиностроительного завода, который имеет тележку в виде балки, по концам которой вертикально установлены две колонны, охватывающие главные балки моста снаружи. Сохраняя преимущества Предыдущей схемы, кран-штабелер не имеет ее недостатков. Усиление заделки колонн к балке тележки достигается установкой под балкой тележки дополнительной фермы, соединенной шарнирными тягами с колоннами непосредственно под балками моста. При такой конструкции достигается минимальный расход металла, а также не уменьшается высота подъема груза.

Рис. 10. Мостовой кран-штабелер типа ()КД-5,0

Мостовой кран-штабелер ОКД -5,0 грузоподъемностью 5 т Стахановского машиностроительного завода состоит из моста, тележки и грузовой платформы, связанной с подъемной кабиной оператора. Мост крана-штабелера состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой продольными тягами. Каждый из полумостов (главные балки мостовых крюковых кранов общего применения) опирается на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, причем на одном из полумостов концевые балки имеют только холостые колеса, на другом - одно холостое, другое приводное. Приводы моста раздельные, состоят из крановых электродвигателей с фазовым ротором, редукторов серии Ц2 и колодочных тормозов. Приводной полумост оборудован рабочими площадками и проходной галереей. При такой конструкции моста нагрузка на ходовые колеса уменьшается, и это позволяет уменьшить диаметр ходовых колес и применять эти краны-штабелеры на складах, допускающих относительно небольшие нагрузки на крановые пути. Кроме того, уменьшается масса моста по сравнению с таким же краном, имеющим четырехколесную схему, в результате меньшей массы концевых балок. Значительно упрощается монтаж моста благодаря тому, что собранные полумосты (с концевыми балками, ходовыми колесами и приводами) устанавливают на подкрановые пути и затем соединяют шарнирными тягами.

Чтобы облегчить совпадение шарниров в тягах, в последних предусмотрен монтажный сварной стык.

Тележка крана-штабелера вместе с двумя колоннами образует П-образную раму, охватывающую мост снаружи.

Тележка состоит из двух сваренных между собой балок, опирающихся на две концевые балки. На концах тележки установлены шарниры для подвешивания колонн крана. Снизу между балок моста к тележке крепят сварную ферму, которая усиливает горизонтальную жесткость балок тележки и создает узел жесткости для дополнительного крепления колонн. Последние соединены с фермой шарнирными, регулируемыми по длине тягами, проходящими под главными балками моста. Фермы и тяги улучшают условия монтажа колонн и усиливают заделку колонн в продольном направлении.

При монтаже колонн трудно обеспечить их строго вертикальное положение, особенно при больших длинах тележки (11 м) и колонн (до 12 м), а также параллельность между собой. Параллельность же колонн легко обеспечивается при монтаже. Колонны навешивают на тележки с помощью монтажных шарниров, регулируя длины тяг, проверяют их установку по вертикали и относительно одна другой. После выверки положения колонн заваривают верхний узел соединения колонн с тележкой. Жесткая заделка конца колонны в тележке и дополнительная установка продольных тяг, соединяющих колонну с фермой тележки, на расстоянии 2 м от узла заделки увеличивают жесткость всей П-образной рамы в продольном направлении. Это позволяет отказаться от применения горизонтальной связи между нижними концами колонн, влекущей за собой недоиспользование полезной высоты склада. Пространство сварной фермы используют для установки шкафов с электроаппаратурой, к которым удобно подойти с галлереи моста, расположенных с внутренней стороны балок моста.

Грузовая платформа представляет собой балку, соединенную с двумя каретками, перемещающимися по колоннам. На балке установлены телескопические захваты. Кран-штабелер предназначен перерабатывать длинномерные грузы в поддонах или пакетах длиной до 9 м, поэтому на платформе установлено четыре телескопических захвата, три из которых соединены одним валом и работают от одного привода, четвертый имеет самостоятельный привод. Это позволяет крану-штабелеру работать в одном складе с пакетами длиной до 9 м (включаются одновременно все четыре захвата) и с поддонами длиной до 7 м (работают соединенные между собой одним приводом три телескопических захвата).

Рис. 11. Тележка крана-штабе-лера ОКД -5,0:
1 - балка; 2 - дополнительная ферма; 3 - шкаф с электроаппаратурой; 4 - привод передвижения тележки левый; 5 - клеммная ко-робка;6 - ограничитель грузоподъемности левый; 7 - привод подъема; 8 - площадка; 9 - клеммная коробка; 10 - ограничитель грузоподъемности правый; 11 - привод передвижения правый; 12 - кронштейны для крепления колонны; 13 - отклоняющие блоки

Если платформы подвешивают на двух канатах, то после монтажа и регулировки канатов они сохраняют строго горизонтальное положение незначительное время. В результате неравномерного удлинения канатов грузовая платформа отклоняется от горизонтального положения и длительное время работает с определенным (допустимым) отклонением. Колонны также имеют отклонения (в допустимых пределах) от вертикальности и параллельности. Ввиду этого в конструкции направляющих роликов грузовой платформы должны быть предусмотрены элементы, компенсирующие отклонения от номинальных положений платформы и колонн.

В кране-штабелере фирмы «Пианелли траверса» это выполнено следующим образом. Грузовая платформа жестко соединена каретками, имеющими по четыре поперечных ролика, которые воспринимают поперечную нагрузку, возникающую при выдвижении телескопических захватов, и по два продольных ролика, которые воспринимают продольную инерционную нагрузку, возникающую при пусках и торможении крана-штабе-лера. Между продольными роликами и колоннами предусмотрены зазоры, достаточные для компенсации отклонений от вертикальности колонн и горизонтальности грузовой платформы. Направляющие для поперечных роликов имеют достаточную ширину, и при выборе продольного зазора в одну сторону поперечные ролики смещаются по направляющим, не выходя из требуемого контакта. Преимуществом конструкции является ее простота. Однако она имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что в результате знакопеременности инерционной нагрузки платформа ударяет то в одну, то в другую сторону. При этом ролики интенсивно изнашиваются.

На кране-штабелере, выпускаемом Стахановским машиностроительным заводом, грузовую платформу устанавливают иначе. Она соединена с одной из кареток шарнирно, с другой - двумя рычагами. Шарниры и рычаги имеют необходимую жесткость в поперечной плоскости. Продольные и поперечные ролики охватывают направляющие колонны и обеспечивают точное движение каретки по ним. Зазоры не выходят за пределы допуска на обработку колонн по ходовой посадке.

Рис. 12. Схемы установки грузовых платформ на мостовых кранах-штабелерах для длинномерных грузов с жесткими колоннами:
а - кран-штабелер, изготовляемый фирмой «Пианелли траверса»; б - кран-штабелер, выпускаемый Стахановским машиностроительным заводом; 1 - колонна; 2 - направляющая колонна; 3 - поперечный ролик; 4 - продольный ролик; 5 - грузовая платформа; 6 - телескопический захват; 7 - рычаг; 8 - шарнир; 9, 10 - каретки; И - направляющие для перемещения кабины

Отклонение колонн от параллельности компенсируется рычагом. Поперечные нагрузки, возникающие при выдвинутом грузе и при неустановившемся движении тележки или захватов, воспринимают две колонны. Продольную нагрузку воспринимает одна колонна - левая. При этом какие-либо удары исключены.

Телескопические захваты по конструкции аналогичны захватам, применяемым на кранах-штабелерах для тарно-штучных грузов. Захваты трехсекционные, перемещаются под действием зубчато-реечного механизма.

Кабина оператора выполнена с учетом всех требований по обеспечению необходимых условий работы обслуживающего персонала. Обзорность достигается большой площадью остекления и увеличением кабины по ширине; число приборов и рукояток управления сведено к минимуму. В частности, электросхемой предусмотрено автоматическое включение сопротивлений в цепях управления электродвигателями приводов. Кабина имеет теплоизоляцию и звукоизоляцию, а также электрообогрев, так как кран-штабелер рассчитан на использование в отапливаемых и в холодных складах (при температуре до -40 °С).

Кабина перемещается по направляющим колонны отдельно от грузовой платформы, но не имеет самостоятельного привода. Для этого колонна имеет специально обработанные направляющие, а кабина - четыре пары продольных и две пары поперечных роликов. На кабине установлены упоры, взаимодействующие с кронштейнами, укрепленными на грузовой платформе. При подъеме грузовой платформы кабина остается неподвижной до тех пор, пока кронштейны грузовой платформы не подхватят упоры кабины.

Рис. 13. Кабина оператора мостового крана-штабелера СЖД -5,0 для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т

Дальнейший подъем грузовой платформы и кабины производится совместно. Свободный ход грузовой платформы составляет 600 мм. При этом недоиспользование высоты подъема минимально.

Кабина оператора оборудована ловителями, которые работают от центробежных ограничителей скорости, срабатывающих при увеличении скорости опускания на 25-40 % от номинальной. Предусмотрены блокировки, отключающие приводы крана-штабелера при открывании двери кабины и при срабатывании ограничителей грузоподъемности и ослабления каната.

Мостовыми кранами-штабелерами для длинномерных грузов, как правило, управляют операторы из кабины. Однако известны краны-штабелеры и с автоматическим управлением, например кран-штабелер для длинномерных грузов с автоматическим управлением (грузоподъемностью 5 т), изготовленный фирмой «Пианелли траверса» для склада металла. Кран-штабелер имеет мост пролетом 22,5 м, перемещающийся по подкрановым путям, расположенным на высоте 8,15 м от уровня пола. Мост состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой тягами. Тележка представляет собой замкнутую прямоугольную раму, колонны которой расположены между балками моста. Грузовая платформа также выполнена в виде прямоугольной рамы, на нижней балке которой установлены два телескопических захвата, рассчитанные на переработку металлопроката длиной до 9 м. Управление краном-штабелером осуществляется оператором из кабины или автоматически. Для этого на средней части (по высоте) одной из колонн установлена стационарная кабина оператора, которая представляет собой открытую платформу с боковыми ограждениями. Вход в кабину - по лестнице. Над кабиной установлена площадка, служащая для технического обслуживания привода подъема. Система автоматического управления позволяет по команде оператора со стационарного пульта устанавливать или извлекать грузы из стеллажей. Кран-штабелер с автоматическим управлением существенно дороже, чем подобные краны-штабелеры с ручным управлением. Экономический эффект достигается в результате увеличения производительности, связанного с более четкой работой механизмов при автоматическом управлении, и улучшения условий работы оператора.

К атегория: - Краны штабелеры

Типы кранов-штабелеров


Кран-штабелер представляет собой подъемно-транспортную машину циклического действия, передвигающуюся по рельсовым путям и оборудованную вертикальной колонной, по которой перемещается грузовой захват или специальная платформа. Различают мостовые и стеллажные краны-штабелеры. У первых колонна крепится к тележке, перемещающейся по мосту, у вторых колонна смонтирована на тележке и перемещается по крановым путям.

На рис. 1, а показана схема мостового крана-штабелера, включающего в себя крановый мост 3, по которому перемещается тележка с закрепленной на ней вертикальной колонной. Колонну делают чаще всего поворотной и оборудуют направляющими для перемещения грузового захвата 6. Кран-штабелер перемещается по рельсовым путям, смонтированным на стеллажах или на строительных конструкциях здания.

Мостовые краны-штабелеры могут быть опорного и подвесного типов. Рабочий цикл крана-штабелера зависит от планировки склада. Применительно к планировке, рабочий цикл мостового крана-штабелера по загрузке стеллажей состоит в подведении захвата под груз перед фронтом стеллажей, подъеме на небольшую высоту, повороте колонны, перемещении тележки к проходу между стеллажами, перемещении по проходу до нужной секции (которое может быть совмещено с подъемом до выбранного яруса), остановке захвата с грузом напротив выбранной ячейки, несколько выше ее полок, вводе груза в ячейку стеллажа, опускании захвата несколько ниже уровня полок ячейки (при этом груз остается на полках) и выводе захвата в проход. Разгружаются стеллажи в обратной последовательности. На рис. 1, а стрелками показаны направления движений крана-штабелера.



Мостовые краны-штабелеры обслуживают большие площади складов, на которых расположены стеллажи или штабеля с грузом. Мостовые краны-штабелеры используют не только для укладки грузов в хранилища, но и для перемещения грузов из складов в производственные помещения, если те и другие расположены близко один от другого и под одной крышей, а также для выполнения некоторых операций в основном технологическом процессе, например по обслуживанию сборочных конвейеров, травильных отделений и т. д. Мостовые краны-штабелеры - это универсальные погрузочно-разгрузочные машины, они могут обслуживать грузы самых различных видов. Поэтому наряду с вилочными захватами мостовые краны-штабелеры оборудуют специальными захватами, позволяющими переносить и переворачивать грузы, опорожнять тару и производить другие операции.

Рис. 1. Схемы кранов-штабелеров:
а - мостового; б - стеллажного

Большое распространение получили грузоподъемные машины, называемые стеллажными кранами-штабелерами. Стеллажный кран-штабелер представляет собой тележку, передвигающуюся по рельсовым путям в проходе между двумя рядами стеллажей и снабженную вертикальной колонной (рамой), оборудованной направляющими для подъемной платформы, на которой установлены грузовой захват и кабина оператора. Стрелками на рис. 1, б показаны движения стеллажного крана-штабелера.

Стеллажные краны-штабелеры, как правило, обслуживают два стеллажа, между которыми имеется проход для передвижения крана. Мостовые и стеллажные краны-штабелеры управляются крановщиком или дистанционно.

Схематическая классификация кранов-штабелеров показана на рис. 3. Быстрое развитие рассматриваемых кранов объясняется увеличивающейся потребностью в складском оборудовании, а также положительными качествами таких кранов. Краны-штабелеры позволяют улучшить использование складских помещений. Если для напольных погрузчиков и штабелеровтребуются проходы шириной 2,2-2,5 м, то для мостовых кранов-штабелеров проходы могут быть шириной 1,5 м для кранов, управляемых с пола, и 1,8-2,2 для кранов, управляемых из кабины, а для стеллажных кранов-штабелеров всего лишь 1,0-1,3 м.

Мостовые краны-штабелеры позволяют увеличить полезную высоту складов до Юм, стеллажные - до 30 м. Увеличение высоты складов является существенным резервом снижения капитальных затрат. При увеличении высоты уменьшается стоимость 1 м3 здания, а также протяженность транспортных линий и инженерных коммуникаций и количество необходимого оборудования.

Краны-штабелеры отличаются высокой производительностью. С их применением открываются широкие возможности для автоматизации процесса складирования и транспортирования грузов.

Рис. 2. Классификация кранов-штабелеров

Если принять, что при обслуживании напольными электро-штабелерами объем склада используется на 100%, то при стеллажном хранении грузов на складах, обслуживаемых мостовыми кранами-штабелерами, складское помещение используется на 165%, а при обслуживании стеллажными кранами-штабелерами - на 180-200%. С применением кранов-штабелеров уменьшаются расходы на обслуживание складов, а также количество обслуживающего персонала. При этом появляется возможность упорядочить хранение различных материалов, исключается ручной труд и обеспечивается большая безопасность обслуживания.

К атегория: - Краны штабелеры

Описание конструкции крана-штабелера.

Кран-штабелер – это подъемный кран, применяемый на складах. Конструкция представляет собой мост крана, сверху которого перемещается грузовая тележка штабелера с поворотной колонной. На колонне штабелера перемещается вилочный грузоподъемник.
Кран-штабелер применяется на складах, где установлены многорядные и многоярусные стеллажи. Штабелер двигается по проходу между стеллажами, кран имеет возможность снять груз с полки стеллажа, перемещать груз в проход и перемещать груз на необходимое место. Кроме вилочных захватов на колонну штабелера под специфику производства Заказчика на кран возможна установка различных захватов и кантователей.

Преимущества мостового крана-штабелера по сравнению с напольным.

  • наибольшее использование рабочей площади склада за счет уменьшения ширины проезда,
  • отсутствие специальных требований к полам,
  • верхние стеллажи могут быть опорами для подкрановых путей,
  • простота управления краном и низкая стоимость обслуживания и эксплуатации,
  • возможность авторизации учета грузов,
  • меньшая стоимость крана штабелера по сравнению с напольным электроштабелером.

Варианты исполнения кранов-штабелеров.

Не забудьте заказать дополнительные опции.

Установка Итальянских или Немецких мотор-редукторов - применяется при более напряженном графике работы крана (А4-А5), имеет повышенный запас прочности.
Радиоуправление - кран управляется путем передачи сигнала по радиоканалу. В отличие от «подвесного пульта», пульт радиоуправления не привязан к крану, что позволяет управлять краном с необходимой вам точки.
Троллейный шинопровод (закрытого типа) - защищённая система токоподвода к кранам. По сравнению с контактными рельсами троллейные шинопроводы имеют следующие особенности: компактные размеры и небольшой вес, быстрый монтаж, простое обслуживание в процессе эксплуатации.

Стеллажные краны-штабелеры


На складах металла, как и складах тарно-штучных грузов получили распространение стеллажные краны-штабелеры, которые позволили при прочих равных условиях увеличить степень использования складских объемов и производительность (грузооборот) склада по сравнению с мостовыми кранами-штабелерами.

Конструкция ходовой части стеллажных кранов-штабелеров чаще всего опорного типа, так как они имеют достаточно большую грузоподъемность, размеры и массу. Различают опорные однорельсовые краны-штабелеры, у которых подкрановый рельс располагается на полу склада, и опорные двухрельсовые краны-штабелеры, у которых подкрановые рельсы монтируются на стеллажах. Конструктивные схемы ходовой части стеллажных кранов-штабелеров могут быть и иные, однако они применяются для решения частных вопросов.

Наиболее простая и надежная конструкция у опорного однорельсового крана-штабелера. Преимущества такого крана очевидны; минимальное число ходовых колес, один привод передвижения, вследствие чего отсутствует необходимость применять механические или электрические трансмиссии, относительно простая конструкция плоской рамы, состоящей из двух, связанных между собой колонн. Приводы подъема и передвижения, а также приборы и устройства управления устанавливаются снизу, что облегчает условия эксплуатации кранов-штабелеров.



Наиболее интересным представителем этой группы кранов может служить стеллажный кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т конструкции ЦКБА , выпускаемый Кадиевским машиностроительным заводом (рис. 55). Стеллажный и мостовой краны-штабелеры, изготовляемые этим же заводом, имеют много одинаковых узлов, в том числе грузовую платформу с телескопическими захватами и кабину управления. Стеллажный кран-штабелер выполняет те же функции и в таких же условиях, что и мостовой кран-штабелер. Однако из-за отсутствия моста стеллажный кран-штабелер полнее использует высоту склада и увеличивает использование складского объема на 10-15%. Кран-штабелер можно устанавливать на предприятиях машиностроения, имеющих стесненные складские площади, а также на крупных специализированных складах металла с большим ассортиментом и грузооборотом.

Основным элементом крана-штабелера является рама. На ней смонтированы ходовые и направляющие колеса, приводы, грузовая платформа. Рама имеет две колонны: усиленную, выполненную в виде плоской фермы, в нижней части опирающейся на концевую

Рис. 1. Стеллажный кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъеМ’ ностью 5 т, изготовляемый Кадиевским машиностроительным заводом

балку с двумя ходовыми колесами, и колонну, выполненную в виде коробчатой балки, также опирающейся на концевую балку с двумя ходовыми колесами. Каждая из колонн установлена ходовыми колесами на крановый рельс, сверху и снизу колонны соединены шарнирными тягами. При такой конструкции колонн значительно облегчается рама крана по сравнению с обычной прямоугольной, опирающейся на два колеса; создаются условия для выпуска модификаций крана-штабелера для проката различной длины (при изменении длины проката изменяются грузовая платформа и тяги; колонны остаются без изменений); упрощается монтаж крана.

В конструктивном оформлении рамы стеллажного крана-штабелера, так же как и мостового, прослеживается тенденция к расчленению больших металлоконструкций на законченные элементы, соединяемые при монтаже и имеющие некоторую свободу перемещения один относительно другого, что позволяет уменьшать размеры и массу изготовляемых и транспортируемых сборочных единиц, упрощать монтаж, снижать требования к точ-носта изготовления и сопряжения отдельных деталей.

Приводы подъема и передвижения монтируют в нижней части усиленной колонны крана-штабелера. Там же размещают шкафы с электроаппаратурой. На рис. 2 показан фрагмент колонны крана с механизмом подъема. Привод передвижения состоит из электродвигателя постоянного тока, колодочного тормоза и вертикального редуктора, смонтированного на валу приводного колеса. Скорость электродвигателя регулируется с помощью установки ПМУ .

Рис. 2. Колонна стеллажного крана-штабелера для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т, изготовляемого Кадиевским машиностроительным заводом

Привод подъема двухканатный. Он состоит из барабана, редуктора, колодочного тормоза и асинхронного электродвигателя с фазным ротором.
Автоматическое управление основано на применении обычных релейных схем, так как число адресов на кранах-штабелерах для длинномерных грузов невелико. Положение крана-штабелера в пространстве стеллажей фиксируется индуктивными датчиками, расположенными по горизонтали вдоль подкранового пути и по вертикали - на колонне крана.

Мостовые и стеллажные краны-штабелеры описанных конструкций предназначены для выполнения одних и тех же операций с одинаковыми грузами. Если мостовые краны-штабелеры обслуживают складские пролеты шириной до 24 и даже до 30 м при длине стеллажей 80-100 м (в зависимости от оборачиваемости грузов на складе), то стеллажные краны-штабелеры обслуживают секцию склада, состоящую из двух стеллажей, ширина прохода между которыми составляет 1,25 м для сортового проката (при хранении листового металла ширина прохода определяется размерами листов по ширине с добавлением зазоров по 75 мм на сторону). В складе с пролетом 24 м устанавливают до семи кранов-штабелеров, управляет которыми один оператор с центрального пульта.

На рис. 3 показан общий вид склада качественной стали, обслуживаемого стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью 5 т. На складе имеются экспедиции приема и отправки грузов, оборудованные мостовыми крюковыми кранами, которые производят подъемно-транспортные операции с, грузами, укладывают их в складские поддоны и затем подают на загрузочные рольганги кранов-штабелеров. Последние укладывают поддоны в стеллажи и вынимают их из стеллажей. Из-за ограниченности зоны обслуживания и выполняемых операций, а также благодаря достаточно большим рабочим скоростям краны-штабелеры имеют высокую производительность. В зависимости от конкретных условий склада область их эффективного применения начинается при Длине стеллажей 80-100 м (если требование обеспечить максимальную емкость склада не является решающим). Очевидно, что в складах меньшей длины более целесообразно применять мойтовыё краны-штабелеры.

Рис. 3. Склад качественной стали, обслуживаемый стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью 5 т

Можно и иначе решить задачу эффективного использования стеллажных кранов-штабелеров в складах металла с относительно небольшим грузооборотом: обслуживать несколько межстеллажных проходов одним краном-штабелером и перестанавливать последний из одного прохода в другой передаточной тележкой. Однако установить такую тележку для опорных однорельсовых кранов-штабелеров практически невозможно из-за сложности и громоздкости ее. Поэтому на складах металла нашли применение наряду с опорными однорельсовыми стеллажными кранами-шта-белерами опорные двухрельсовые стеллажные краны с рельсами, уложенными на стеллажах. На таких кранах-штабелерах вертикальность рамы обеспечивается установкой на ее верхней части ходовых колес с достаточной шириной колеи и базы. При этом передаточная тележка несложной конструкции перемещается по подвесным или подкрановым путям, уложенным под перекрытием склада, и несет на себе всего лишь участок подкрановых путей крана-штабелера.

Примером подобного решения может служить автоматический комплекс оборудования для склада металла, изготовленный фирмой Munk international (Норвегия), показанный на рис. 4.

Основой этого комплекса являются стеллажные краны-штабелеры грузоподъемностью 3,0 т. В верхней части краны имеют тележку, оборудованную четырьмя ходовыми колесами. К раме крепятся две колонны, между которыми перемещается платформа, оснащенная двумя телескопическими захватами. Приводы крана-штабелера расположены на тележке. Из одного прохода в другой краны-штабелеры перемещаются тележкой, движущейся по двум рельсам, один из которых уложен поперек стеллажей (выше крановых рельсов), другой - на специальные опоры. Тележка оснащена автоматическим стыковочным устройством и несет на себе участок крановых рельсов и участок троллей.

Распространение получили системы механизации складов металла, осуществляемые с помощью мостовых кранов-штабелеров (при относительно небольших грузооборотах) и однорельсовых стеллажных кранов-штабелеров, снабженных такими же рабочими органами, что и мостовые краны (при значительных грузооборотах). Возможна также механизация складов с помощью опорных двухрельсовых стеллажных кранов-штабелеров, перемещаемых из одного прохода в другой передаточными тележками.

Использование объемов складов при применении мостовых кранов-штабелеров несколько хуже, чем при использовании стеллажных кранов, работающих с передаточными тележками. Изложенное относится к стеллажным кранам-штабелерам с выдвижными телескопическими захватами. Загрузка стеллажей с помощью этих кранов производится так, что груз по длине располагается параллельно стеллажам.

Рис. 4. Склад металла, оборудованный стеллажными кранами-штабелерами для длинномерных грузов, работающими совместно с передаточными тележками:
1 - кран-штабелер; 2 - передаточная тележка; 3 - транспортная линия; 4 - тележка для транспортирования пакетов

Стеллажи могут загружаться и с торца. Для этого стеллажи, длина которых равна длине хранимого груза, должны располагаться плотно один к другому и перпендикулярно проходу, образуя жесткую пространственную раму. Груз перемещается краном- штабел ер ом между двумя блоками стеллажей, будучи расположенным также поперек прохода. Очевидно, что ширина прохода должна быть больше, чем длина груза. Стеллажи обслуживают краны-штабелеры, оборудованные выдвижными каретками или рольгангами с механическим или ручным приводом.

Краны-штабелеры с торцовой загрузкой стеллажей, как правило, выполняют опорными двухрельсовыми, с опорой рельсов на стеллажи или на пол. Металлоконструкция выполняется в виде горизонтальной балки (моста), к которой жестко крепятся две колонны, служащие для перемещения грузовой платформы. Мост снабжен двумя концевыми балками, оборудованными ходовыми колесами. Приводы передвижения крана и подъема груза находятся на балке моста.

Наибольший интерес представляет конструкция грузовой платформы и ее взаимозависимость со стеллажами. Так, стеллажи и грузовая платформа могут быть выполнены в виде желобов, обшитых листовой сталью для скольжения по ним пакета с металлическим прокатом. В этом случае пакет укладывают мостовым крюковым краном в желоб грузовой платформы и после установки крана-штабелера против требуемой ячейки, вталкивают в последнюю выдвижной кареткой, которая принудительно перемещается вдоль грузовой платформы. Каретка оборудована зажимами. Этими зажимами при выгрузке захватывают выступающие концы прутков. Описанным способом можно перерабатывать грузы целыми пакетами и отдельными прутками.

Рис. 5. Кран-штабелер Для длинномерных грузов с торцовой загрузкой стеллажей, оборудованный выдвижной кареткой с зажимом:
1 - общий вид; 2 - выдвижная каретка

Рис. 6. Кран-штабелер для длинномерных грузов с торцовой загрузкой стеллажей вручную

Грузовая платформа может быть оборудована неприводным рольгангом, на которой можно укладывать один или несколько прутков. Прутки перемещают по грузовой платформе вручную либо выдвижной кареткой. Подобная схема применяется преимущественно, когда на складе хранят металл в виде труб или прутков большого диаметра и грузы выдают поштучно.

Стеллажи и грузовую платформу могут оборудовать направляющими рельсами, по которым на колесах перемещают поддон с грузом. На грузовой платформе устанавливают толкатель с зажимом. Такой способ хранения грузов применяют, когда прием и выдача грузов производятся пакетами, а также, когда по техническим требованиям не допускается скольжения проката по желобу или один по другому.

На кранах-щтабелерах с торцовой загрузкой обычно перерабатывают прокат длиной 6-9 м. Длина ячейки стеллажа (ширина блока стеллажей) равна длине проката, а ширина прохода между стеллажами на 1-2 м превышает длину хранимого груза. Таким образом, два стеллажа, обслуживаемые краном-штабелером, занимают пролеты шириной 24-30 м. В силу этого краны-штабелеры с торцовой загрузкой и стеллажи к ним, как правило, создают для

складов, технические параметры которых определяются грузооборотом, емкостью и другими показателями.

В последнее время появились сведения о применении козловых кранов-штабелеров для длинномерных грузов. Они обслуживают один стеллаж, состоящий из отдельных секций (длина которых равна длине перерабатываемого груза), расположенных перпендикулярно оси перемещения крана-штабелера.

На рис. 7 показан козловой кран-штабелер, управляемый с пола, конструкция которого характерна для кранов этого вида. Он выполнен в виде портала, по колоннам которого вертикально перемещается грузовая платформа, оборудованная телескопическими захватами. Портал движется над стеллажами по рельсам, уложенным на специальных металлоконструкциях. При транспортировании груза платформа крана поднимается в верхнее положение над стеллажами. Когда кран-штабелер подходит к стеллажу, грузовая платформа опускается в проход между секциями, и с помощью телескопических захватов производится установка (или взятие) груза. Конструкция грузовой платформы и телескопических захватов аналогична описанным узлам мостовых и стеллажных кранов-штабелеров. Иным являются расположение стеллажей, конструкция рамы и ходовой части, а также способ перемещения груза.

Козловые краны-штабелеры по эффективности использования объемов и площадей складов не имеют преимуществ перед мостовыми специализированными кранами-штабелерами (и тем более перед стеллажными), однако могут в некоторых случаях применяться, так как для них не нужны крановые эстакады.

Рис. 7. Козловой кран-штабелер для длинномерных грузов:
1 - главная балка; 2 - нога; 3 - поддон с грузом; 4 - стеллаж; 5 - крановый путь; 6 - загрузочная площадка; 7 - вертикальный кронштейн; 8 - грузовая платформа; 9 - захват; 10 - пульт управления

Стеллажные краны-штабелеры представляют собой широкую группу кранов-штабелеров, которые могут устанавливать грузы в один стеллаж, расположенный вдоль крановых путей или в два стеллажа, расположенные по обе стороны крановых путей. Стеллажным называется кран-штабелер с вертикальной колонной, перемещающейся в проходе между стеллажами.

Стеллажные краны-штабелеры являются наиболее эффективным складским оборудованием и интерес к ним, проявляемый со стороны потребителей и поставщиков, предопределил интенсивное развитие производства этих кранов-штабелеров,

Стеллажные краны-штабелеры получили распространение в начале 60-х г. Один из первых кранов-штабелерсв представлял двух- или одноколонную раму, перемещающуюся по монорельсовому пути с помощью двух кареток, установленных на верхней балке рамы. На верхней балке крепили привод механизма подъема груза, с помощью которого осуществлялся подъем грузоподъемника совместно с кабиной оператора, Грузоподъемник оснащали роликовым столом, выдвижным вилочным захватом или выдвижным телескопическим захватом, в зависимости от назначения. Впервые подобные стеллажные краны-штабелеры были изготовлены Горьковским автомобильным заводом, а также итальянскими фирмами «Фата» (Ра(а) и «Пианелли траверса».

Серийное производство подвесных стеллажных кранов-штабелеров грузоподъемностью 0,5 и 1,0 т в течение ряда лет осуществлялось Стахановским машиностроительным заводом.

Краны-штабелеры грузоподъемностью 1,0 т представляют собой двухколонную раму, передвигающуюся по подвесному пути, укрепленному на стеллажах. По раме вертикально перемещается грузоподъемник. В нижней

части рамы установлены ролики, которые катятся по направляющим рельсам и удерживают кран-штабелер в вертикальном положении. Рама подвешена на двух приводных каретках. Каждая каретка имеет два электродвигателя мощностью 0,18 и 0,8 кВт, оборудованных электромагнитными тормозами, дифференциальный редуктор и две пары ходовых колес, причем одна пара - приводная.

Приводные каретки сообщают крану-штабелеру скорость 60 м/мин при одновременной работе двух электродвигателей и скорость 10 м/мин при работе одного (малого) электродвигателя. На верхней балке рамы установлен привод механизма подъема, состоящий из электротали, оборудованной двухскоростным электродвигателем мощностью 5,0 кВт.

Грузоподъемник движется вдоль рамы крана-штабелера по направляющим рельсам с помощью четырех пар роликов, охватывающих эти рельсы. На верхней поперечной балке грузоподъемника установлен подпружиненный канатный блок, соединенный тягами с клиновыми ловителями, охватывающими направляющие рельсы. При обрыве несущего каната или поломке механизма подъема происходит заклинивание ловителей и посадка грузоподъемника на раму крана.

Кабины кранов-штабелеров изготовляли двух исполнений: полуоткрытой, применяемой в отапливаемых складах с температурой не ниже +5°, и закрытой, используемой в неотапливаемых складах. Закрытая кабина имела теплоизоляцию и была оборудована приборами отопления.

Конструкция описанного крана-штабелера характерна для всех подвесных кранов-штабелеров. Преимущества их, предопределившие достаточно широкое применение, заключались в следующем: простая и технологичная конструкция рамы; удобство установки и крепления ходовых механизмов и механизма подъема; возможность использования узлов и механизмов монорельсового транспорта.

Однако длительная эксплуатация стеллажных подвесных кранов-штабелеров различных конструкций, изготовленных многими фирмами, выявила ряд общих для них недостатков:
— во-первых, интенсивное изнашивание ходовых колес и монорельсовых путей, особенно при увеличившихся До 100-120 м/мин скоростях передвижения;
— во-вторых, значительное недоиспользование высоты склада, обусловленное необходимостью разместить под монорельсом верхнюю несущую балку рамы, привод механизма подъема и другие механизмы;
— в-третьих, неудобство эксплуатации связано с размещением основных механизмов в верхней части крана-штабелера и трудностью доступа к ним обслуживающего персонала, В связи с этим выпуск подвесных стеллажных кранов-штабелеров был прекращен. Их заменили более совершенными опорными.

Рис. 8. Одноколонный стеллажный кран-штабелер, передвигающийся по рельсовым путям, уложенным на стеллажи:
1 - телескопические захваты; 2 - грузоподъемник; 3 - кабина; 4 - колонна; 5 - тележка крана; 6 - привод передвижения; 7 - привод подъема; 8 - рельсы передаточной тележки; 9 - передаточная тележка; 10 - крановый рельс; 11 - стеллаж; 12 - направляющие рельсы

Как одно из направлений в дальнейшем развитии конструкции стеллажных кранов-штабелеров можно рассматривать появление кранов-штабелеров, опирающихся на рельсы, уложенные на стеллажи. Подобные краны-штабелеры выпускали и выпускают в настоящее время некоторые фирмы. Например, одноколонный кран-штабелер изготовляет объединение «Транспорта Хрудим» («Тгапзрог1а СЬгисНт», ЧССР ). Рельсы для него укладывают на верхние планки стеллажей и крепят к ним болтами. При этом должна быть обеспечена высокая точность их монтажа (отклонение - не более ±2 мм). Колея рельсовых путей в зависимости от размеров перерабатываемого груза и прохода между стеллажами составляет 1,5-2,5 м. По крановым рельсам передвигается тележка крана-штабелера, несущая на себе основные механизмы: приводы подъема и передвижения, шкаф с электроаппаратурой. К тележке крепят колонну или сплошного сечения (на кранах-штабелерах малой грузоподъемности), или решетчатую (на кранах-штабелерах большой грузоподъемности).

Для кранов-штабелеров грузоподъемностью до 1,0 т и высотой подъема 8-10 м не требуется установка в нижней части стеллажей направляющих рельсов, так как они имеют достаточно большую устойчивость в поперечной плоскости. При большей высоте подъема поперечный изгиб колонны под действием статической нагрузки от массы выдвинутого груза или динамической инерционной нагрузки при пуске и торможении телескопического захвата может существенно уменьшить зазор между краном и стеллажами. Во избежание этого в нижней части стеллажей монтируют направляющие рельсы. По рельсам катятся горизонтальные ролики, установленные на колонне крана-штабелера и удерживающие ее в среднем, относительно стеллажей положении.

Опирающиеся на стеллаж краны-штабелеры имеют лучшие, чем подвесные краны-штабелеры, условия работы благодаря катанию ходовых колес по крановым рельсам, а также возможности увеличить их диаметры. Однако их конструкции присущи серьезные недостатки. Во-первых, это верхнее расположение механизмов (недостаток подвесных кранов-штабелеров). Во-вторых, - высокие требования, предъявляемые к монтажу крановых путей и если они имеются, то и к монтажу направляющих путей. Действительно, при большой высоте подъема груза небольшая разность установки крановых путей по вертикали приводит к значительному отклонению нижнего конца колонны от среднего положения. При установке направляющего пути в этом случае могут появляться нежелательные нагрузки от перекоса металлоконструкции крана-штабелера.

Основным преимуществом опирающихся на стеллажах кранов-штабелеров является относительно простая конструкция передаточных тележек, которые предназначены для перемещения кранов-штабелеров из одного межстеллажного прохода в другой.

Передаточные тележки обычно изготовляют в виде четырехколесной платформы, перемещающейся по двум рельсам, проходящим поперек фронта стеллажей, под перекрытием склада. Один из рельсов устанавливают на стеллаж, а другой крепят непосредственно к перекрытию склада. На передаточных тележках направляющие рельсы не предусматривают, так как возможный перекос колонны крана-штабелера, установленного на тележке, не имеет существенного значения. От рамы тележки вниз опускаются короткие кронштейны, несущие участок крановых путей, который стыкуется с крановыми путями, расположенными на стеллажах.

Передаточная тележка с краном-штабелером грузоподъемностью 1,0 т изготовлена в виде сварной рамы, передвигающейся по двум крановым путям, один из которых установлен на стеллажах, другой на специальных металлоконструкциях. Рама тележки несет на себе участок крановых рельсов для передвижения крана-штабелера, оканчивающихся стыковыми замками, запирающими кран-штабелер при передвижении на передаточной тележке.

Тележка передвигается с помощью двухскоростного привода, сообщающего ей рабочую скорость 25 м/мин и установочную скорость при стыковке 5 м/мин. Питание тележки троллейное. Чтобы передаточная тележка не уменьшала использование высоты склада, ее обычно размещают в межферменном пространстве под перекрытием склада. Это в ряде случаев является решающим при выборе схемы механизации складов, что и обусловило продолжение выпуска опирающихся на стеллаж кранов-штабелеров, несмотря на ряд серьезных неудобств при их монтаже и эксплуатации. Так. стеллажные краны-штабелеры, опирающиеся на стеллаж, выпускают фирмы «Фишбах» («РгзсЬЬасЬ», ФРГ ), «Транспорта Хрудим» (ЧССР ) и др.

В настоящее время большинство фирм перешло к выпуску стеллажных кранов-штабелеров, перемещающихся по одному крановому пути, установленному на полу склада. В верхней части кранов-штабелеров устанавливают направляющие ролики, которые перемещаются по направляющему пути и удерживают кран-штабелер в вертикальном положении. Опорные (на пол) стеллажные краны-штабелеры по компоновке представляют собой одноколонную или двухколонную.конструкцию,-имеющую нижнюю ходовую балку с двумя безребордными колесами, одно из которых - приводное. К балке крепят одну или две вертикальные колонны, заканчивающиеся направляющими роликами, охватывающими с двух сторон направляющий путь, углового или чаще двутаврового профиля. При двух колоннах краны-штабелеры имеют в верхней части продольную балку, которая связывает их и образует таким образом замкнутую прямоугольную конструкцию. На нижней балке или на нижней части колонны устанавливают канатный или цепкой механизм подъема, с помощью которого осуществляется вертикальное перемещение грузоподъемника совместно с кабиной оператора. Подобная конструкция, ставшая классической, имеет несомненные преимущества перед описанными выше подвесными и опирающимися на стеллаж кранами-штабеле-рами.

При перемещении крана-штабелера по специальному крановому рельсу с помощью двух безребордных колес, оборудованных горизонтальными роликами, катящимися по боковым граням рельса, изнашивание как ходовой части крана-штабелера, так и рельса, в том числе и при высоких (120-160 м/мин) скоростях перемещения, минимально. Причем возможно применение ходовых колес достаточно большого диаметра, что, в свою очередь, позволяет уменьшить сопротивление перемещению и улучшить энергетические показатели механизма передвижения. При расположении в нижней части крана-штабелера всех механизмов и электрооборудования улучшаются условия доступа к этим механизмам при эксплуатации. Крановый путь, установленный на полу склада (в межстеллажном проходе), позволяет создать более благоприятные условия для монтажа данного типа крана-штабелера (по сравнению с другими типами). Монтаж кранов-штабелеров сводится к установке на крановый путь опорной балки со смонтированными на ней механизмами и установке на эту балку колонны с помощью стрелового автомобильного крана или с помощью электрической или ручной тали, подвешиваемой к направляющему пути.

Однако главным преимуществом опирающихся на пол стеллажных кранов-штабелеров является более высокая степень использования высоты помещения, чем при применении стеллажных подвесных и опирающихся на стеллаж кранов-штабелеров, достигающая своего максимального значения в одноколонных кранах-штабелерах.

Претерпели значительное изменение и некоторые узлы кранов-штабелеров, среди которых прежде всего следует отметить грузозахватные устройства. На первых конструкциях стеллажных кранов-штабелеров преимущественно использовали роликовые столы, с помощью которых пакетированные грузы устанавливались на кран-штабелер и в стеллаж, а также выдвижные и поворотные вилочные захваты. При использовании роликовых столов операторы должны прилагать значительные усилия. Кроме того, необходимо устанавливать роликовые дорожки на стеллаж, что существенно увеличивает их стоимость. Применение кранов-штабелеров с роликовыми столами на складах с интенсивной работой оказалось неприемлемым прежде всего в результате тяхчелых условий труда операторов.

Применение выдвижных (и поворотных) вилочных захватов, подобных используемым на автопогрузчиках, позволило полностью исключить ручной труд при пакетной переработке груза. Однако это влечет за собой увеличение прохода между стеллажами, так как необходимо оставлять определенное место для крепления вилочных захватов. Поэтому получили распространение выдвижные телескопические захваты, технологически более сложные, чем вилочные, но позволяющие создать проход между стеллажами минимальной ширины, равной практически сумме ширины перерабатываемого груза и зазоров (по 50-100 мм на сторону) между грузом и стеллажом.

Телескопические захваты представляют собой три секции одинаковой длины, из которых одна неподвижная, а две другие подвижные. Причем секция, которая несет на себе груз, движется с увеличенной вдвое скоростью по отношению к промежуточной. Телескопические захваты могут выдвигаться в обе стороны поперек прохода. В дальнейшем стремились уменьшить толщину выдвижных секций телескопических захватов с целью уменьшения вертикальных зазоров между грузами и полками.

Значительные изменения претерпела система управления кранов-штабелеров, начиная от ручного управления оператором из кабины на первых кранах-штабелерах и кончая полностью автоматизированным управлением, применяемым на стеллажных кранах-штабелерах последних поколений. Изменился принципиальный подход к конструированию приводных механизмов. Переход от ручного к автоматическому управлению и возросшие скорости перемещения обусловили переход от применения асинхронных электродвигателей к электродвигателям постоянного и переменного тока с тиристорным регулированием скорости, а также к электродвигателям с микроприводом. Более широко стали применяться редукторы, специально предназначенные для использования на кранах-штабелерах, вместо редукторов общепромышленного применения.

Изменения в конструкции кабин операторов направлены в основном на улучшение условий труда, создание комфортных условий и обеспечение безопасности в работе.

В настоящее время стеллажные краны-штабелеры являются высокопроизводительным надежным оборудованием, которое отличает отработанность конструкции, ее высокая технологичность, тщательность отделки. Таким образом поиски наиболее оптимальных конструктивных решений завершились созданием современных стеллажных кранов-штабелеров, имеющих много общего в конструкции, но отличающихся один от другого техническим исполнением отдельных узлов, деталей, систем управления. Можно сделать предположение, что дальнейшие конструктивные поиски будут направлены в основном на повышение надежности, технологичности, расширение функциональных возможностей системы управления.

Конструкция ходовой части стеллажных кранов-штабелеров для длинномерных грузов чаще всего опорного типа, так как они имеют большую грузоподъемность, размеры и массу. Различают опорные однорельсовые краны-штабелеры, у которых подкрановый рельс расположен на полу склада, и опорные двухрельсовые, у которых подкрановые рельсы монтируют на стеллажах. Конструктивные схемы ходовой части стеллажных кранов-штабелеров могут быть различными.

Наиболее простая и надежная конструкция у опорного однорельсового крана-штабелера. Преимущества такого крана очевидны: минимальное число ходовых колес, один привод передвижения, вследствие чего нет необходимости применять механические или электрические трансмиссии. Плоская рама состоит из двух связанных между собой колонн. Приводы подъема и передвижения, а также приборы и устройства управления устанавливают снизу, что облегчает условия эксплуатации кранов-штабелеров.

Наиболее интересным представителем кранов этой группы может служить стеллажный кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т конструкции Всесоюзного проектно-конструкторского института автоматизированных транспортно-складских систем (ВИАС ), бывшее Специальное конструкторское бюро складского оборудования, механизации и автоматизации скадов (СК.БС). Сталлажный кран-штабелер имеет грузовую платформу с телескопическими захватами и кабину управления такие же, как и мостовой кран-штабелер. Стеллажный кран-штабелер позволяет полнее использовать высоту склада и увеличить использование его вместимости на 10-15 %, так как не имеет моста. Кран-штабелер можно устанавливать на предприятиях машиностроения, имеющих стесненные складские площади, а также на круных специализированных складах металла с большим ассортиментом и грузооборотом.

Рис. 9. Стеллажный кран-штабелер для длинномерных грузов САД -5,0, выпускаемый Стахановским машиностроительным заводом

Кран-штабелер обслуживает два стеллажа, в проходе между которыми уложен рельс для перемещения крана. Сверху стеллажи связаны в горизонтальной плоскости металлоконструкциями, к которым прикреплены направляющие рельсы, удерживающие кран в вертикальном положении.

Основным элементом крана-штабелера является рама. На ней смонтированы ходовые и направляющие колеса, приводы, грузовая платформа. Рама имеет две колонны: первую - усиленную, в виде плоской фермы, в нижней части опирающуюся на концевую балку с двумя ходовыми колесами, и вторую - в виде коробчатой балки, также опирающуюся на концевую балку с двумя ходовыми колесами. Каждую из колонн устанавливают ходовыми колесами на крановый рельс. Сверху и снизу колонны соединены шарнирными тягами. При такой конструкции колонн значительно облегчается рама крана по сравнению с обычной прямоугольной, опирающейся на два колеса; создаются условия для модификации крана-штабелера (переработки проката различной длины).

Усиленная колонна выполняет ряд функций. Она используется для вертикального перемещения грузовой платформы. Кроме того, она обеспечивает продольную устойчивость всей рамы благодаря увеличенной массе и увеличенному расстоянию между ходовыми колесами. На ней с целью увеличения устойчивости и также для создания необходимой сцепной массы установлены приводы подъема и передвижения, а также все электрооборудование крана-штабелера (за исключением кабины оператора, устанавливаемой на второй колонне).

Привод подъема, состоящий из асинхронного электродвигателя с фазным ротором, цилиндрического редуктора, тормоза и канатного барабана, смонтированного на общей раме, устанавливается в проеме колонны. Колонна состоит из двух стоек, соединенных поперечными связями и стальными листами с окнами для облегчения конструкции. Внутри колонны проходят грузовые канаты.

Привод передвижения состоит из электродвигателя постоянного тока, тормоза, вертикального цилиндрического редуктора с полым выходным валом, жестко насаженного на вал приводного колеса. На площадке колонны установлен шкаф с силовым электрооборудованием.

По второй, коробчатой, колонне перемещается кабина оператора. Кабина оператора имеет такую же конструкцию, что и кабина мостового крана-штабелера. Однако она выполняет несколько иные функции и предназначена для управления краном-штабелером при наладке и в случаях отказа системы автоматического управления. Соответственно назначению несколько изменен набор приборов управления. Кабина выполнена закрытой. Вход в кабину- со стороны задней стенки для того, чтобы можно было входить и выходить из нее в проходе между стеллажами. Для удобства входа в кабину кресло оператора выполнено откидным, а спинка находится на двери кабины. Для исключения самопроизвольного открывания двери при движении крана-штабелера имеется кронштейн со штырем, на который опускается кресло оператора. Таким образом, пока оператор сидит в кресле, дверь кабины не может открыться. Кабина оборудована ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости.

Основной режим управления краном-штабелером автоматический, осуществляется он оператором с помощью стационарно установленных пультов. Каждый кран-штабелер имеет один или два пульта автоматического управления (два пульта необходимы при управлении с противоположных сторон склада). При установке на складе нескольких кранов-штабелеров их пульты управления монтируют рядом, в едином посту управления

Система автоматического управления основана на применении релейных схем, так как число адресов на кранах-штабелерах невелико. Положение крана-штабелера в пространстве стеллажей фиксируется индуктивными датчиками, расположенными по горизонтали, вдоль кранового пути и по вертикали - на колонне крана-штабелера.

Рис. 10. Стеллажные краны-штабелеры для длинномерных грузов САД -5,0 на складе листа из алюминиевых сплавов

Краны-штабелеры САД -5,0 предназначены для переработки сортового проката и качественной стали в пачках или на поддонах. Проход между стеллажами составляет 1,25 м при ширине пакета 0,8-1,0 м. Эти краны-штабелеры применяют и для складирования в стеллажи листового металла, когда хранение листа в пачках, уложенных в стеллажи, экономически целесообразно (при большом числе различных размеров листового металла и при необходимости хранить металл по плавкам).

Переработка конструкции заключается лишь в увеличении длины и хода выдвижения телескопических захватов в зависимости от ширины хранимого в стеллажах листового проката. При этом увеличивается масса телескопических захватов, что влечет за собой необходимость некоторого снижения грузоподъемности кранов-штабелеров. Ширину проходов выполняют на 200 мм больше ширины перерабатываемого груза. Наряду с укладкой листового металла кран-штабелер может перерабатывать и сортовой прокат, уложенный в поддон. С целью полного использования пространства стеллажей поддоны укладываются по два в каждую ячейку.

Отличительной особенностью кранов-штабелеров фирмы «Демаг» является установка кабины оператора на грузовой платформе. При этом достигается улучшение обзора оператором зоны установки груза. Однако значительно усложняются условия обеспечения безопасной работы оператора, так как ловители необходимо устанавливать на грузовой платформе и обеспечивать их синхронное включение на обеих колоннах. Управление кранами-штабелерами автоматическое от ЭВМ .

Стеллажные краны-штабелеры для длинномерных грузов эффективны на складах с большим грузооборотом ввиду большой их производительности, обусловленной как большими рабочими скоростями, так и ограниченной зоной их использования - в проходе между двумя стеллажами, Эффективная область использования стеллажных кранов-штабелеров начинается при длине стеллажей 80-100 м. При меньшей длине стеллажей стеллажные краны-штабелеры недоиспользуются по производительности. Обслуживание нескольких межстеллажных проходов одним стеллажным краном-штабелером с помощью передаточной тележки не производится в результате больших габаритов и массы кранов-штабелеров (передаточной тележки). При этом зона работы передаточной тележки занимала бы большой объем склада. Так, при длине хранимого груза до 9 м ширина зоны перемещения передаточной тележки составляла бы 15-16 м.

Однако при небольшой грузоподъемности кранов-штабелеров и относительно коротких (не более 6 м) грузах известны склады металла, обслуживаемые стеллажными кранами-штабелерами с передаточными тележками. Примером подобного решения может служить автоматический комплекс оборудования для склада металла, изготовленный фирмой «Мунк».

Основой этого комплекса являются стеллажные краны-штабелеры грузоподъемностью 3 т, перемещающиеся по рельсам, уложенным на стеллажи. В верхней части краны имеют тележку, оборудованную четырьмя ходовыми колесами. К раме крепят две колонны, между которыми перемещается платформа с двумя телескопическими захватами. Приводы крана-штабелера расположены на тележке. Из одного прохода в другой краны-штабелеры перемещаются передаточной тележкой, движущейся по двум рельсам, один из которых уложен поперек стеллажей (выше крановых рельсов), другой - на специальные опоры. Тележка оснащена автоматическим стыковочным устройством и несет на себе участок крановых рельсов и участок троллей.

К атегория: - Краны штабелеры



Copyright © 2024 Строительный сайт.