Как выдувают изделия из стекла с пузыриками. Как выдувают стекло? Основные этапы изготовления стекла

Всегда считал, что выдувка стеклянных изделий - это сложное промышленное производство. А оказывается его возможно организовать в большой городской квартире или, совершенно точно, на даче. Была бы электроэнергия в достатке. Именно с квартиры и начал в своё время своё творчество со стеклом Егор Комаровский. Егор - энтузиаст, самоучка, очень инициативный и творческий человек. Недавно удалось побывать в его стеклодувной мастерской "Стеклоу" и посмотреть как из капли стекла выдувается ваза.


Вообще по первоначальному образованию Егор Комаровский международный логист, но на офисной работе долго не задержался предпочтя её творческой. Начинал с кузнецы, а потом обратил внимание на стекло. На съёмной квартире он с супругой начал нагревать село, обёртывать в фольгу и всячески его изучать, пытаясь разобраться. Потом начали заниматься фьюзингом стекла - это сплавление стёкл друг с другом а потом через форму спекается готовое изделие (например) . Занимались и витражными стёклами. И то и другое производство сейчас на рынке более-менее распространено и конкурентно.
2

А вот выдувание стекла наоборот, мало кто занимается. В Союзе стеклодувных производств было много, но почти все закрылись, частных мастерских почти нет. В Москве есть одно заведение, в Питере Мухинское училище, но ни одно из них не взяло Егора ни в качестве ученика, ни в качестве рабочего опасаясь мнимой конкуренции. Во всех работают в основном "старые кадры" 60+, молодых специалистов почти нет.
3

Только удалось немного поработать по личным договоренностям с отдельными мастерами. Это, плюс теоретическое изучение вопроса, благо в Интернете (но не в Рунете) сейчас много информации, а так же собственная практика позволили освоить технику. Вызывает уважение и выбранная стратегия - брать в заказ на изготовление работу чуть более сложную, чем выполнял до этого. Предоплата взята, мотивация повышается - хочешь не хочешь нужно выполнять. Иногда раз 15 приходилось переделывать изделие, прежде чем достигался удовлетворяющий всех результат.
4

Тогда как за рубежом это направление очень распространено и даже популяризировано. Делают домашние стеклоплавильные печи, обучают всех желающих - можно легко организовать домашнее мини-производство. Свои же печи пришлось Комаровскому изготавливать самостоятельно (покупать зарубежные очень дорого).
5

Всего для производства необходимы три печки с разными температурами. Все они электрические по 6 киловатт каждая. Есть и ещё одна газовая печь "кукушка" для подогрева материала в процессе его формовки.
6

В мастерской множество всяких цветных и блестящих красивостей. А ваз здесь в буквальном смысле навалом.
7

Вот примерно такую вазу и будут сейчас выдувать из капли стекла.
8

Само стекла тоже американского происхождения - специальное для выдувание. У нас такое не производят, а крупные производства варят стекло сами для себя. Цветное стекло заказывается в виде пластин, а прозрачное в виде вот таких капель. С каплями проще работать.
9

Сначала стекло плавят в керамическом горшке при температуре 1600 градусов.
10

Опускают стеклодувную трубку и забирают с печи всё что налипло на конец трубки. Немного выдувают. Стеклодувная трубка, или же выдувная, это полая трубка длиной около 1,5 метров с латунным мундштуком.
11

И катают формируя требую форму. Этап формовки.
12

Стекло периодически подогревают в "кукушке" что бы оно сохранило свою эластичность. Стекло начинает размягчаться при 650 градусах и выше.
13

Далее снова опускаем трубку в стекло, налепляем на неё новое стекло, выдуваем, формуем. Это так называемая техника свободного выдувания. Кроме неё существуют и другие методики
14

В определённый момент налепляем на заготовку полоски цветного стекла. Их предварительно подготовили - взяли полоски цветного стекла и спекли их вместе в одну пластину. Первично налепили платину на заготовку.
15

Дополнительно спекли части в "кукушке".
16

И теперь уже аккуратно формуем загибая стороны.
17


18


19

А дальше всё те же стадии - выдувание, формовка, подогрев и т.д. Иногда, правда, необходимо и чуть охладить заготовку с помощью смоченной газеты. Нужно соблюдать чётко температурный баланс, а также постоянно контролировать размеры, толщину стенок, качество. Хлопотное дело требующее хороших навыков.
20

При выключенном свете мастерская предстаёт в красивом сказочном виде. .
21

Формовка так же производится используя силу гравитации. Наклонили в одну сторону - заготовка стала деформироваться вниз, стекло стекает.
22


23


24

Когда ваза "выросла" почти до требуемого размера, заготовку ещё раз окунают с жидкое стекло, чтобы сформировался нагружений прозрачный защитный слой.
25

Примерно через 1,5 часа ваза почти готова. Теперь берут ещё одну стеклодувную трубку, окунают её в стекло и припаивают к вазе с противоположного конца. Прежнюю трубку удаляют, а на её месте начина.т формировать горлышко фазы. Стекло мягкое, поэтому щипчиками расширяем отверстие, загибаем края и придаём желаемую форму.
26

Вот такая получилась, только после охлаждения цвета будут иными. Белый останется белым, голубой станет лазуревым, а красный жёлтым.
27

И последняя стадия это охлаждение, или же отжиг - тоже очень ответственный процесс. Чем стекло толще, тем его нужно дольше охлаждать. Сантиметровые изделия охлаждают сутками и даже месяцами. Для данных ваз достаточно примерно 12 часов. Ниже 517 градусов начинают возникать напряжения в стекле и до 370 градусов нужно охлаждать очень медленно и аккуратно, далее темп охлаждения несколько увеличивается. После отжига вазу нужно будет отшлифовать и всё будет готово.

Хорошая новость для всех в том, что Егор Комаровский столкнувшись со всем трудностями обучения ремеслу, решил изменить ситуацию и уже проводит курсы и мастер-классы для всех желающих по обучению выдуванию стекла. Проводятся и экскурсии для школьников. 2 часа занятий стоят 4000 рублей и за это время вы сможет понять, интересно это вам или нет. Если "да", то можно продолжить обучение, а после приходить и изготавливать для себя какие-то изделия (если посчитаете что собственная мастерская вам не нужна). Вообще планы по просвещению большие - скоро производство переедет на новую площадку, где можно будет проводить более масштабные экскурсии и мастер-классы. Егор консультирует и многих стеклодувов на других производствах, предпочитая не самому изготовить требуемое изделие, а показать как это делается, обучить, а потом уже там справятся и самостоятельно. То есть Комаровский взял на себя очень большую и благодарную миссию просвещения и обучения, что, учитывая дефицит мастеров и информации сейчас у нас в России, не может не вызывать большого уважения.

Традиционно благодарю spbblog в лице Жени за приглашение.
Другие рассказы и фотокарточки можно почитать и посмотреть у Жени Катерины ,

Начну издалека. Где-то в 1996 году я делал авторское зеркало-светильник и параллельно проводил на нем эксперименты: решил украсить его рисунком, протравив рисунок плавиковой кислотой. В городе, где я жил стоял металлургический завод, на базе которого был стеклодувный цех. В этот завод так просто невозможно было попасть – только по пропускам. У меня, конечно же никаких пропусков не было. Вокруг этого завода был забор. Я не поленился, обошел его весь и нашел-таки в одном месте лазейку, куда и пролез, минуя охрану. Надо сказать, что этот цех охранялся особо, поскольку помимо прочего в нем изготавливали хрусталь. Зайдя в этот цех, первое, что я увидел: большая огненная печь (в последствии я увидел еще несколько), работающих людей, один из которых в тот момент, когда я вошел, как раз выдувал изделие. В его руках была длинная трубка, которую он просунул в открытое окошко печи вместе со стеклом на конце. Дальше он стал крутить трубку и дуть в нее какой-то специальной штукой (воздушная помпа?). Позже я узнал, что ртом как раз таки уже давно никто на производстве не выдувает стекло. В основном этим занимаются любители. В цеху было очень жарко, хотя была зима, и этот жар оставался на лицах людей, работающих у печей. Я стоял, открыв рот, поскольку раньше ничего подобного не видел. А меня никто не замечал. Зрелище, конечно, увлекательное и помню до сих пор. Еще у них было много инструментов, которыми они работали, но в тот момент все я их не разглядел. Поэтому, за подсказкой полез в книгу* :)

В домашних условиях поставить производственную печь, конечно же, невозможно, поэтому самым оптимальным приспособлением станет стеклодувная газовая горелка.

Помимо этого нужны будут:
Набор стеклянных стержней и трубок
Стол
Газ для газовой горелки
Кислород для той же газовой горелки
Компрессор

Инструменты, необходимые стеклодуву.

а – проволока для резки заготовок;
б – трансформатор;
в – металлический пинцет;
г – металлические щипцы;
д – победитовый нож;
е – приспособление для горячей резки трубок и стержней;
ж – ножницы;
з – металлические развертки;
и – деревянные развертки;
к – игла;
л – подставка;
м – держалка;
н – лопатка.

Организация работы

Прежде всего, необходимо разместить рабочий стол (его площадь должна быть не менее 120 x 70 см, а высота – 70 см) так, чтобы он был одинаково хорошо освещен со всех сторон. Крышку стола следует сверху покрыть любым огнеупорным материалом, например асбестом.

Далее на ближнем к мастеру краю стола закрепляют газовую горелку, к которой присоединяют шланги, предназначенные для подачи газа, кислорода и воздуха. Причем, вентили от них лучше всего расположить по левую сторону от стеклодува, прикрепив их к шлангам под столом.

Газовая горелка оснащена кранами, которые позволяют мастеру контролировать подачу газа, сжатого воздуха и кислорода. Так, при недостаточном количестве воздуха выходящее из горла горелки пламя приобретает ярко-желтую окраску. Такое пламя нужно лишь при обогреве уже готового изделия. Если пламя имеет чуть голубоватый цвет, это говорит о том, что воздух подается в несколько увеличенном объеме.

Бесшумный выход сильной струи пламени насыщенно-голубого цвета означает подачу кислорода.

При работе с горелкой следует соблюдать особую осторожность. Компрессор со сжатым воздухом, газовый и кислородный баллоны лучше всего установить на улице, за пределами мастерской.

Для изготовления маленьких фигурок из стекла нужно запастись бесцветными и цветными трубками и стержнями (так называемыми дротами). В качестве заготовок подойдут и стеклянные колбы с широким горлышком.

Перед выплавлением фигурки трубочки-заготовки разрезают на несколько частей с помощью победитового ножа или дисковой пилы. Более крупные по размеру заготовки разрезают, предварительно нагрев их вольфрамовой проволокой, по которой проходит электрический ток. После проведенной операции на заготовку в намеченном месте можно капнуть водой для того, чтобы она лопнула по линии разреза.

Стальной пинцет всегда должен быть у мастера под рукой. Он нужен для растягивания расплавленного стекла, формирования мелких и тонких деталей изделия, а также для проделывания небольших отверстий.

Широкие пинцеты (щипцы) с медными, латунными или графитовыми наконечниками часто используют при изготовлении фигурок из стекла, имеющих приплюснутые с двух сторон детали.

При выдувании различных изделий лишними не окажутся также и ножницы, использующиеся для резки расплавленного стекла.

Назначение разверток – разворачивать полуфабрикат в процессе окончательной отделки различных воронок, подставок при изготовлении сосудов. С их помощью формируют и разглаживают полости и края изделий.

Держатели используют, как правило, при выдувании крупных изделий из стекла.

Последовательность работ

Прежде всего, нужно научиться уверенно пользоваться стеклодувной трубкой. Для этого можно попробовать образовать на конце трубки стеклянную каплю больших размеров. При изготовлении стеклянных изделий нужно также уметь расплющивать разогретый стержень и достаточно ровно сгибать его, а также спаивать несколько стеклянных палочек в одну. И только после такой тренировки можно приступить к выдуванию задуманной фигурки или изделия.

Сначала необходимо сделать заготовку

*Работа по стеклу, изд. «Вече», Москва, 2000

Наберите расплавленное стекло. Полой стальной трубой или стеклодувной трубкой наберите стекломассу из печи, в которой находится расплав стекла. Температура стекломассы в печи должна составлять от 1380 до 1435° Цельсия.

  • Простая, но точная аналогия – заворачивание яблока в карамель. Представьте, что стальной стержень – это яблоко, а печь – это банка карамели. Так же, как и в случае медленного вращения яблока в горячей карамели, стальной стержень в печи необходимо постоянно вращать для равномерного набора стекломассы.

Отформуйте стекло. Как только стекломасса будет устойчиво держаться, перенесите ее на стальной катальный стол и начинайте формовать ее. Формовка стекла начинается с прокатки стекла на катальном столе. При этом важно получить симметричный цилиндр. Получив цилиндр, продолжайте вращать стеклодувную трубку, чтобы предотвратить стекание стекломассы.

  • Катальный стол отберет у расплавленной стекломассы много тепла, поскольку при раскатывании стекла по столу оба материала соприкасаются.
  • Если стенки стекломассы становятся слишком тонкими , охладите их, раскатав на катальном столе.
  • Если дно стекломассы стало слишком толстым , тогда снова поместите стекло через отверстие в печь для повторного нагрева стекла (предназначенную для того, чтобы поддерживать стекло в вязком состоянии), и сфокусируйтесь на нагреве дна стекломассы. Нагревая стекло, все время поворачивайте его.
  • Сделайте заготовку. Подуйте в трубку и закройте ее большим пальцем. Тепло расширит попавший в трубку воздух и образуется пузырь. Эти первый набор и пузырь называются заготовкой.

    • Как только вы получите пузырек с равномерными стенками, вы снова можете воспользоваться катальным столом и набрать больше стекла. Помните, что нужно постоянно вращать стержень, перемещая его от катального стола к печи и печному отверстию.
  • Еще раз наберите стекломассу. Соберите на каплю еще стекломассы. Необходимое количество наборов стекломассы зависит от желаемого размера изделия – чем больше изделие, тем больше их необходимо.

    • Если вы хотите добавить немного цвета, то сейчас – подходящий момент для того, чтобы нанести его на более холодный "постик" (цилиндрическую заготовку).
  • Отформуйте пульку. Когда вы закончите набирать стекломассу, смочите газету и с ее помощью сформуйте вашу заготовку в пульку. Затем еще раз нагрейте ее в отверстии печи. Не забывайте все время вращать стержень!

    Определитесь с формой. Отформуйте изделие, прокатав его на катальном столе, в то время как помощник будет продувать воздух через трубку в стекломассу.

    • вниз по стеклу, раскатывайте стенки, а не дно. Если стороны будут холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать дно.
    • Если вы хотите, чтобы пузырь двигался из стекла, то есть чтобы расширялись стенки, раскатывайте дно. Если дно будет холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать стенки.
  • Сделайте надрезы. Сформовав изделие, сделайте с помощью специальных щипцов линии надреза на горлышке. Диаметр горлышка должен быть равным или меньшим диаметру стеклодувной трубки. Продолжайте вращать трубку!

    Раскройте изделие и завершите его изготовление. Это требует переноса вашего изделия на другой стержень, который называется понтией. Это одна из самых сложных операций в стеклодувном деле. Однако знание небольшого профессионального секрета значительно облегчает ее. Найдите небольшой инструмент (лучший вариант – напильник) и окуните его в воду. Аккуратно прочертите линию вокруг горлышка. Это снизит прочность стекла и сделает его более хрупким. После этого его легко будет отделить от первой трубки.

    Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан).

    Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.

    Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).

    Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.

    На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.

    Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.

    Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте - в мастерской художественного стекла. Егор - мастер-стеклодув, он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

    1. Полнейшее надувательство!


    Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

    2. Основа - это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

    3. Печи - это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

    4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

    5. Печь "кукушка" получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

    6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

    7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

    8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

    9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

    10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

    11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

    12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

    13. Егор переходит к "Кукушке", в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

    14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

    15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

    16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

    17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

    18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

    19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка - одно целое!

    20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

    21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

    22. Формовка - это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

    23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

    24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

    25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто - дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

    26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

    27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом - трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

    28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

    29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

    30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

    31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный - это желтый, а бледно-голубой - это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

    32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

    33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

    34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать - каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз - это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

    35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

    36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

    37. Машинки, например=)

  • 

    Copyright © 2024 Строительный сайт.