Социально-педагогическая профилактика. Уровни профилактики, способы предупредительной социально-педагогической деятельности

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем . Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых . Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности . Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка . Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

17. Педагогическая поддержка: сущность, способы поддержки, клиенты поддержки.

Функции социального педагога (диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитаци­онная, охранно-защитная, предупредительно-профилактичес­кая, эвристическая) могут быть реализованы социальным педагогом посред­ством оказания человеку различных видов помощи.

Виды социально-педагогической поддержки .

§ Социально-информационная поддержка - обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности соци­альных служб и спектра оказываемых ими услуг.

§ Социально-правовая поддержка - соблюдение прав, содей­ствие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

§ Социально-реабилитационная поддержка - содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

§ Социально-бытовая поддержка - содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

§ Социально-экономическая поддержка - содействие под­росткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

§ Медико-социальная помощь - профилактика алкоголиз­ма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

§ Социально-психологическая помощь - содействие подро­сткам в создании благоприятного микроклимата в семье, бли­жайшем окружении, в устранении негативных влияний соци­альной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружаю­щими, в профессиональном и личностном самоопределении.

§ Социально-педагогическая помощь состоит в создании под­росткам условий для преодоления и предупреждения конфлик­тных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстни­ками, учителями, в сопровождении подростков в семьях груп­пы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образова­тельного учреждения выделяют функцию моде­лирования, консультативную функцию и функцию вспомоще­ствования. Функция моделирования осуществляется через уча­стие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловле­на необходимостью проведения консультаций для детей груп­пы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педа­гогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс.

Реализуя фун­кцию социально-педагогической поддержки воспитан­никам , социальный педагог:

§ устанавливает доверительные отношения с воспитанником;

§ предупреждает и разрешает конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

§ прогнозирует сопровождение подростка с учетом соци­ального развития личности, социального окружения;

§ закрепляет положительное состояние ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самообладание, реши­тельность, активность);

§ создает ситуацию успеха в различных видах деятельно­сти учащегося.

Перечень функций и конкретное их содержание совершен­ствуется, расширяется в зависимости от задач социально-педа­гогической деятельности, специализации социального педагога.

В специальном образовании основными функциями соци­ального педагога являются: функция социально-правовой под­держки (направлена на оказание помощи и реализацию закон­ных прав и интересов инвалидов и их семей, а при необходимо­сти и на восстановление этих прав через судебные и другие меры, не противоречащие законодательству); функция социаль­но-трудовой поддержки (предусматривает взаимодействие с администрацией, психологами, педагогами и другими сотруд­никами специализированных образовательных учреждений по профориентации будущих выпускников школ, налаживанию контактов с предприятиями и производственными коллектива­ми для их дальнейшего трудоустройства).

Социально-педагогическая поддержка ребенка включает разнообразные формы совместной творческой деятельности (игры, праздники), оказание помощи в познание мира и себя. Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилита­ции, где на первом месте - комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специ­альные психотерапевтические методы, прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

В числе реабилитационных мероприятий важное место от­водится социально-педагогической работе с семьей ребенка. Необходимо научить родителей адекватно относится к подрос­тку: оказывать помощь в решении его проблем, развивать гу­манные отношения. Если родители ведут антисоциальный об­раз жизни и не желают его менять, то необходимо оказать со­действие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

Индивидуально-коррекционные занятия с учащимися по­могают решить следующие задачи: создание заинтересованно­сти в своей деятельности, стойких мотивов к выполнению зада­ний; ликвидация пробелов в развитии подростков, подготовка к усвоению учебного материала; актуализация имеющихся у ре­бенка знаний, представлений и умений с последующим их рас­ширением и обогащением; коррекция недостатков имеющихся навыков и умений; дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы с учеб­ными пособиями; обучение построению программы деятельно­сти и способам контроля за ее выполнением на каждом этапе, сличению промежуточных и конечного результатов с предпо­лагаемыми; восстановление функции до активного, саморегули­рующегося состояния, т. е. обучение использованию выработанных умений и навыков не только в знакомых, отработанных условиях, но и в других ситуациях; самостоятельное добывание знаний и на их основе самостоятельное качественно иное применение имеющихся возможностей.

Специальная организация режима коррекционной работы : чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и ус­тойчивости внимания.

Общие дидактические принципы: наглядность; закрепле­ние знаний и навыков; доступность; научность; индивидуаль­ный и дифференцированный подход, учет возрастных особен­ностей.

Необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Подростки, которые считают свою семью более сплоченной и теплой, обнаруживают меньше депрессий и тревожности.

Коррекционная работа с подростками и с его семьей строго индивидуализирована и должна строится с учетом их психоло­гических и биологических особенностей, а также необходимо принимать во внимание психологические особенности подрост­кового возраста.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка - это комплекс разнообразных видов социально-педагогической деятельности: диагностическая, психоэмоциональная реабили­тация, групповая и индивидуальная коррекционная работа, организация коллективной творческой деятельности, работа с неблагополучными семьями.

Клиенты социально-педагогической поддержки:

§ дезадаптированные дети (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды)

§ дети с ограниченными возможностями

§ дети, оставшихся без попечения родителей

§ неблагополучные семьи

§ дети-мигранты

§ дети с девиантным и делинквентным поведением

§ дети с временными проблемами

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

  • · характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;
  • · наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;
  • · специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Наиболее эффективно проведение профилактической работы среди подростков поскольку, как показывает практика, в основном именно в подростковом возрасте происходит приобщение несовершеннолетних к наркотикам. Кроме того, подростковый возраст является наиболее значимым, важным с точки зрения социализации ребенка, его социального развития.

Под социальным развитием человека понимается постепенное вхождение его в жизнь общества: в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, усвоение своих функций в этих отношениях. Лишь усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. В ходе социального развития у ребенка формируется опыт социального поведения, складываются устойчивые ориентации, определяющие направленность зрелой личности. Содержание индивидуального социального опыта зависит от множества факторов, в том числе и от влияния основных институтов социализации:

  • · общества в целом;
  • · системы образовательных учреждений;
  • · семьи;
  • · референтной значимой группы.

Социальное развитие -- длительный процесс, результатом которого является определение человеком своих функций в социуме. Показателем нормального социального развития личности может выступать критерий самоопределения человека в обществе и получения им общественного признания.

Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление личности происходит на уровне активного формирования самосознания, определения социальной позиции, ответственности субъекта. Выделенные особенности социального развития позволяют уточнить специфику формирования диспозиций подростков.

В подростковом возрасте недостаточно просто отслеживать социальную среду развития ребенка. Когда подросток начинает сознательно отбирать формы удовлетворения потребностей, наиболее важно раскрывать для него последствия его социального выбора. Очень важно, чтобы подросток, находясь в ситуации выбора, был способен осознать последствия этого выбора и ответственность за него -- это в большой мере обеспечивает формирование у него социально значимых ориентации. Однако достаточно часто у ребенка в подростковом возрасте уже имеются сформировавшиеся диспозиционные установки, переориентация которых возможна лишь на основе нравственного выбора и ответственности.

Этапы социального развития ребенка, изученные психологами, убедительно доказывают, что к 16--17 годам можно наблюдать достаточно зрелые диспозиционные установки, определяющие направленность личности.

Таким образом, подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 --11 до 16--17 лет.

Важнейшая роль в реализации этих механизмов отводится различным институтам, оказывающим воздействие на социализацию подростков.

К ним в первую очередь относятся:

учреждения системы образования; сеть служб и учреждений реабилитации и адаптации детей и молодежи (детские дома, приюты, службы медико-психологической помощи, специализированные центры социальной помощи и т.д.), которая в настоящее время существует в каждом крупном городе.

Асоциальное (девиантное) поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. В этих целях, во-первых, эпизодически или регулярно употребляются какие-либо вещества (алкоголь, табак, наркотики, средства бытовой химии, медикаменты, сладости); во-вторых, внимание постоянно фиксируется на определенных предметах или видах деятельности («запойное» чтение, просмотр теле- и видеофильмов, компьютерные или азартные игры, беспорядочный секс и т.д.). Независимо от средства или способа ухода от реальности целью аддиктивного поведения является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции.

Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений.

В зависимости от возрастных особенностей объекта, на который она направлена, профилактическая работа имеет два уровня, соответствующие возрасту ребенка.

Начинать профилактическую работу целесообразно в младшем школьном возрасте, поскольку привить здоровые привычки и попытаться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11 -- 12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные со здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения.

Дети среднего и старшего школьного возраста нуждаются, как правило, уже в коррекции поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 -- 12 лет включают обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации, осознанно выбирать ту модель поведения, которая не вредит здоровью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для себя как личности.

Любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависимостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окружения, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилактическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы. И если в сельской местности социальное окружение не «делится» на отдельные, изолированные сферы, то в условиях крупного города приходится учитывать семью, школу, неформальную группу как самостоятельные, зачастую изолированные либо не соприкасающиеся между собой факторы влияния на ребенка.

Как показывают исследования, большинство детей и подростков все-таки не употребляют наркотики, значит, они обладают ресурсами противостояния зависимостям; эти ресурсы необходимо изучать и использовать в профилактической работе. Профилактическая деятельность должна иметь не разовый, эпизодический характер, а представлять собой долгосрочный, протяженный во времени процесс обучения и воспитания, в котором могут быть выделены два этапа.

На первом этапе профилактической работы следует сосредоточить внимание на специфическом информационном посредничестве, формирующем у детей знания о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость, об их действии и последствиях. На этом этапе у воспитуемых складывается осознанное отношение к указанным средствам. Наконец, у них формируются навыки критического отношения к рекламе любых средств зависимости.

Второй этап профилактической работы -- формирование личности и осознание ребенком ценности собственного здоровья. Задача педагога или родителя на этом этапе -- помочь ребенку укрепить свою самооценку; научить его переживать конфликты и справляться с ними, не прибегая к средствам зависимости; предоставить ему возможность осознать собственные и чужие чувства. В результате такой целенаправленной деятельности у ребенка и подростка формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями. Иначе говоря, формируется индивидуальность с позитивными ценностными установками.

Личность формируется в семье, школе, группе сверстников, поэтому и факторы, препятствующие развитию зависимостей, обеспечиваются этими основными социальными общностями.

  • 1. Причинно-ориентированная профилактика в семье включает:
    • *создание благоприятных условий для развития ребенка и, следовательно, исключение неблагоприятных (попустительства или, напротив, гиперопеки, подавления и дискриминации ребенка и др.);

укрепление самооценки ребенка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

помощь в организации деятельности и отдыха;

укрепление функции поддержки ребенка в семье, его защищенности.

Ведущим субъектом профилактической работы в образовательном учреждении является социальный педагог, если он есть в штате школы. Однако даже в этом случае к проведению профилактической работы необходимо привлекать учителей, поскольку они общаются со всеми детьми и могут выявлять тех подростков, которые склонны к употреблению наркотиков и требуют более пристального внимания социального педагога и других специалистов. Очевидно, что для ведения такой работы школьные педагоги должны быть специально подготовлены. Это обусловливает необходимость создания в рамках общей программы профилактической работы подпрограммы обучения учителей приемам и методам работы с учащимися и их родителями по профилактике наркомании.

Обучение учителей общеобразовательных школ должно носить практический характер, т. е. их важно научить распознавать признаки однократного, эпизодического и регулярного употребления наркотиков, выбрать адекватную тактику поведения при обнаружении этих признаков, конкретные приемы действий в той или иной ситуации.

Приведем примеры технологических приемов работы педагога в определенной ситуации.

А. При подозрении на употребление наркотиков необходимо следовать правилам:

  • · Никакой паники и драматизации, оставайтесь спокойными, так как страх и паника -- плохие советчики.
  • · Ищите возможность побеседовать с подростком, при этом держитесь в рамках обсуждения и разъяснения ситуации.

Алгоритм разговора с подростком:

Шаг 1. Объективно опишите подростку то, что вы видите в его поведении, например, так: «Я вижу, что ты стал пропускать уроки и не выполняешь заданий, у тебя снизилась успеваемость, ты засыпаешь на уроках...» и т.д.

Шаг 2. Отразите свои чувства по поводу указанного поведения, например: «Меня тревожит, волнует... я обеспокоена, когда я вижу, замечаю...».

Шаг 3. Отразите свои мысли по поводу указанного поведения: «Я догадываюсь, что это может быть связано с употреблением наркотиков...».

Шаг 4. Дайте подростку возможность подтвердить или опровергнуть ваши мысли.

Шаг 5. Если ваши догадки подтвердились, соотнесите поведение ребенка с правилами, принятыми в школе.

Шаг 6. По возможности объективно выясните ситуацию: является ли употребление наркотиков однократным, эпизодическим или регулярным, когда и где проявляется эта проблема. Завершите разговор ясными и четкими требованиями изменить нежелательное поведение, договоритесь о сроках, выясните, как подросток будет решать эту проблему. Предложите (но не навязывайте) свою помощь.

Шаг 7. Не угрожая, не шантажируя, разъясните подростку, что произойдет, если он нарушит договоренности. Опирайтесь на принципы и правила, принятые в школе относительно наркотиков.

Шаг 8. Предупредите подростка, что впредь, когда вы вновь столкнетесь с замеченными вами проявлениями его нежелательного поведения, вы опять будете испытывать указанные вами чувства и мысли (перечислите их вновь).

Шаг 9. Подведите итог беседе, высказав убеждение, что подросток может самостоятельно принимать верные решения.

Б. При регулярном употреблении наркотиков:

Никакой паники и драматизации, оставайтесь спокойны.

  • · Откажитесь от обвиняющей позиции -- вы не следователь и не судья.
  • · Не подменяйте собой специалиста, занимающегося лечением зависимостей.
  • · При беседе используйте алгоритм разговора с подростком (пункт А).

Ищите причины потребления наркотиков и признаки зависимости. Для этого используйте ряд вопросов: Какие ситуации предшествуют приему наркотиков (одиночество, скука, обида, злость после ссоры с друзьями или родителями, давление компании)? Бывает ли, что ты употребляешь наркотик, когда тебе этого вовсе и не хочется? Бывало ли так, что ты не мог отказаться? Пробовал ли ты отказаться? Что из этого получилось? Имеется ли у тебя тяга к наркотикам? Можешь ли ты сам отказаться от наркотиков?

Если в ходе такой беседы выясняется, что употребление наркотиков связано с давлением компании, неумением отказаться, что имеется тяга к наркотикам, были неудачные попытки прервать злоупотребление наркотиками -- это может свидетельствовать о зависимости от наркотиков.

Перечислите подростку обнаруженные вами в его поведении признаки зависимости («Ты сказал мне, что...»), завершите перечисление предположением: «Мне кажется, что у тебя есть признаки зависимости». Помните, что диагноз «наркомания» может поставить только врач.

Дайте возможность подростку самому оценить положение вещей: «Что ты теперь обо всем этом думаешь?», «Что ты теперь собираешься делать?».

Вариант 1. Подросток обесценивает значимость проблемы, например: «Нет, я не наркоман... все употребляют наркотики... когда захочу, тогда и брошу».

Тактика. Предложите подростку ясные соглашения, укажите на последствия несоблюдения договоренностей. Объясните ему, что школьные принципы и правила в таких случаях предусматривают информирование родителей и администрации школы.

Вариант 2. Подросток признает зависимость от наркотиков.

Тактика. Попытайтесь предложить конкретные виды помощи или способствовать их получению:

поддержку при беседе с родителями (дайте подростку возможность самому рассказать о своей проблеме родителям и поддержите его при этом);

воспользоваться специализированным телефоном доверия: «Ты можешь анонимно и бесплатно задать все интересующие тебя вопросы в отношении твоей проблемы, чтобы принять правильное решение»;

помощь специалиста (врача-нарколога, психотерапевта); предложите, но не навязывайте ее, дайте необходимую информацию о телефонах, адресах.

В том случае, если вы не преуспели с соглашениями и ситуация не улучшилась, вы должны проинформировать родителей и поставить перед подростком и его родителями ясные требования (например, обследоваться в консультативной службе, пойти к врачу).

Беседа педагога с родителями подростка:

  • *Удостоверьтесь, что вы не собираетесь «играть в обвинения».
  • *Помните, что родитель, с которым вы собираетесь встретиться, встревожен и обеспокоен не меньше вашего.
  • *Отнеситесь к встрече как к возможности совместно решить проблему подростка.
  • *Ваше сообщение, обращенное к родителю, обязательно должно содержать пять элементов:
  • Что случилось на самом деле (например: «Я замечаю, что в последнее время Петя стал пропускать занятия, он плохо выглядит...»).
  • Что вы чувствуете по поводу таких изменений (например: «Меня это тревожит»).
  • Что выдумаете по поводу таких изменений (например: «Я думаю, что у него формируется зависимость от наркотиков»). Что вы хотите в данной ситуации (например: «Я бы хотела, чтобы мы вместе помогли Пете. Потому что у него могут возникнуть проблемы не только со здоровьем, но и с обучением, с законом...»).
  • Что вы уже сделали и собираетесь сделать (например: «Я поговорила с вашим сыном, он дал согласие на контакт с врачом, поэтому я пригласила вас на беседу. Я хочу встретиться с вами после консультации специалиста и обсудить наши дальнейшие действия»).
  • Предложите ваше посредничество при разговоре родителей с подростком. Если оно по каким-то причинам не принимается, познакомьте родителей с алгоритмом разговора с подростком.
  • Постоянно напоминайте родителям, что целью такого разговора является помощь подростку, а не наказание.
  • Предотвратите деструктивные действия родителей (физическая расправа, насильственное удержание дома, лишение общения с членами семьи и т.д.).

Если в семье и школе среда общения достаточно «проницаема» для взрослых и поэтому хотя бы отчасти управляема, то о неформальной группе этого сказать нельзя. Поэтому работу в неформальных объединениях детей и подростков следует начинать с воспитания и обучения лидеров. Дело в том, что нередко именно молодежные (или подростковые) лидеры могут оказать и оказывают такое сильное влияние на детей и в таком объеме, о каком только мечтают родители и учителя. Задача взрослых -- направить это влияние в позитивное русло.

Сегодня очень актуальной становится задача формирования в подростковой среде групп лидеров, представляющих альтернативу неформальным подростковым лидерам, провоцирующим антиобщественные поступки, потребление наркотиков, алкоголя, подталкивающим своих сверстников к отказу от традиционных исторически сложившихся ценностей. Поэтому в рамках комплексной городской (региональной) программы профилактики зависимостей, наряду с другими мероприятиями, большое внимание должно быть уделено подготовке и обучению молодежных лидеров.

Городская программа профилактики наркомании обязательно должна включать в качестве субъектов социально-педагогической деятельности и общественные организации, которые в настоящее время начинают играть все более заметную роль в жизни общества, являются инициаторами многих общественно значимых инициатив. Программа должна координировать их работу по реализации задач профилактики зависимостей среди детей и подростков, обеспечивать поддержку их полезных начинаний.

Важным направлением профилактической работы по проблемам наркозависимость среди подростков является просветительская деятельность, прежде всего через средства массовой информации. Она должна включать в себя пропаганду здорового образа жизни и информирование населения о достижениях и позитивном опыте профилактической работы в образовательном учреждении. Об этом уже говорилось в привлечении общественности к профилактической работе в школе. К тому же успех профилактической работы в школе полностью может определять все содержание антинаркотической работы в целом по данному учреждению, построенной именно на предупреждении этого зла.

Задачи профилактической деятельности

социального педагога.

1. Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психологическое и физическое развитие. Форми­рование у подростка позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

3. Развитие протективных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Подросток, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресусы, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность упот­ребления им наркотиков.

4. Формирование знаний и навыков в области противо­действия употреблению наркотиков у детей и родителей. Информирование подростка о действии и послед­ствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные. Это - работа с лицами, употребляющими наркотики. Прежде чем стать «выздоравливающим наркоманом», подросток проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения наиболее адаптивными. Он должен понять, что употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой подросток дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии так называемой «уличной» работы.

Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.


Основные стратегии профилактической работы.

Для построения профилактических программ важно – на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли воздействие на саму личность или на окружающую среду и в какой форме это происходит . С учетом этих факторов, определены следующие стратегии профилктической работы.

1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреж­дениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2. Профилактика, основанная на работе в школе, со­здание сети «здоровых классов», «здоровых школ», включение профилак­тических занятий в учебные программы всех школ.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

5. Профилактика с помощью средств массовой инфор­мации.

6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.

7. Систематическая подготовка специалистов в обла­сти профилактики.

8. Массовая мотивационная профилактическая актив­ность.

Принципы построения профилактических программ.

Необходимо учитывать следующие социальные категории, требующие профилактического вмешательства:


  • отношения в семье,

  • отношения со сверстниками,

  • школьная среда
Отношения в семье. Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье . Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая в том числе предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.

Отношения со сверстниками. Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.

Школьная среда. Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками (см. выше) и обязательный образовательный компонент, необходимый для коррекции их ошибочных представлений о том, что все учащиеся употребляют наркотики. Исследования также показали, что понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления.

Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков, особенно об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом любой профилактической программы. Помимо этого, помогая детям достигнуть успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать сильные социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом.

Превентивные программы подразделяют на две категории.


  • личностно-центрированные - воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы);

  • средо-центрированные - воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.
Наиболее эффективно одновременное воздействие и среду и на личность.

В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

Постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с де: ми, подростками, учителями, осуществляется подготовке субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу.

Систематически действующие программы предполагают проведение регулярных профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).

Периодически действующие программы - это не систематическая профилактическая деятельность, заключающаяся в проведении мероприятий, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни. Они могут оказаться для некоторых людей поворотным пунктом к началу новой жизни. К такой работе, наряду с профессионалами, целесообразно привлекать «выздоравливающих зависимых» людей, имеющих в прошлом опыт употребления психоактивных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в преимуществе здорового образа жизни. Обязательным является предварительное обучение этих людей.

Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аф­фективно-интерперсональные, поведенческие, альтернатив­ные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Программы когнитивного обучения получили боль­шую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всего, на под­ростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, и отличаются повышенной эффективностью. Основная цель этих программ заключается в том, чтобы учить детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осоз­навать свои действия.

Программы аффективного обучения и их модифи­кации. Это программы первичной и вторичной профи­лактики. Получили распространение во Франции, в Гер­мании, Англии и Голландии. В их основе лежит представление о кризисе идентичности, происходящем в подростковом возрасте. В связи с гормональным дис­балансом и происходящими в организме изменениями, подросток находится в состоянии дополнительного стрес­са и должен адаптироваться к жизни в новых услови­ях. У него изменяется система эмоционального регули­рования. Он становится очень ранимым, болезненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регули­ровать эмоции, осознавать и контролировать их, перево­дить из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы аффективного и интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подрост­ков злоупотребление алкоголем и наркотиками путем развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам приня­тия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведен­ческой модификации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подрост­ков устойчивости к употреблению табака, алкоголя, нар­котиков, к включению в антисоциальные компании. В основе этих программ лежит теория социального науче­ния А. Бандуры и концепция поведения риска Р. Джессора. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная алкоголизации, наркотизации и т.п. спо­собствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции, в России и пред­ставляют собой создание социальной действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отне­сены всевозможные формы занятости молодежи: риско­ванные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высокой эффективностью.

Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевиде­ние, газеты, журналы, плакаты, открытки, лекции, конфе­ренции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение объема информации о послед­ствиях употребления алкоголя, наркотиков.

Программы, ориентированные на школу, включаются в национальную политику образования, и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здо­ровому поведению, предупреждению ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения, употребления наркотиков и алкоголя.

Программы улучшения взаимодействия между учи­телями и школьникам включают тренинг учителей с це­лью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, ориентированные на семью , приобрета­ют все большее значение в профилактике психосоциаль­ных расстройств у подростков. Выделяют три типа та­ких программ: тренинг родителей; тренинг социальных навыков у детей; тренинг семейных навыков. К программам такого рода относят и работу по созданию семейных групп самопомощи.

Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомо­щи (среди родителей, сверстников, учителей).

Мультикомпонентные программы учитывают индиви­дуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикопонентный подход является наиболее перспективным, поскольку уста­новлено, что эффективность программы прямо пропорци­ональна количеству включенных в нее компонентов : чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции
  • 2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ
  • Заключение
  • Литература
ВВЕДЕНИЕЛюбая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.Социальный педагог -- кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога -- содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекцииТехнология - основная задача - разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика -- это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. При этом довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -- к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика -- это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществВ настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.При этом, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо - плохо".Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.Согласно требованиям проекта отраслевого стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде по отношению к работе с целевой группой педагогов и специалистов ОУ деятельность должна выстраиваться по следующим направлениям:Просвещение.Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.Формирование актива и волонтерская деятельность.Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март - май 2006г.) строилась следующим образом:Овладение специфическими знаниями - обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";- психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";- семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";- психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";- семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель - создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля -- это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.Литература1. Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. -- М.: Социальная работа, 1998.2. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. -- М.: Школьная пресса, 2007.3. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. -- М.: Владос, 2008.4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2005.5. Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. -- 1998. --N" 2. --С. 100-112.6. Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:

1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. //Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. С. 84..

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания, включающую следующие показатели:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

· развивает, опирается на органы самоуправления;

· игнорирует, не придает им значения;

· подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

· предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

· проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

· предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

· при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

· уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

· в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

· требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

· в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

· непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

· находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

· не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

· подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Профилактическая работа социального педагога. Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии -- это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением -- одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии -- изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. //Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей». - М.: Просвещение, 1999. С. 51..

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Реабилитационно-развивающие мероприятия. Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль.Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.



Copyright © 2024 Строительный сайт.