Скачать презентацию на тему опричнина. Состав «Избранной Рады»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории

Учитель: Бондаренко Николай Константинович

Тема урока: «Опричнина»

Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.

Тип урока : урок открытия нового знания

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умению оценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.

Метапредметные: формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос

Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию; развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию; овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.

Методы обучения : эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, «новгородская грамота».

Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.

    Организационный этап.

Приветствуем гостей.

Сообщение о готовности класса

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Здравствуйте ребята, рад вас видеть. Сегодня мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

3) Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы

Работа по индивидуальным карточкам у доски

Давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.

Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».

На доске 1 ученик «Напишите даты»

    Годы правления Ивана Грозного?

    Год венчания на царство?

    Год создания Судебника Ивана IV?

    Год создания Земского собора?

На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

    Создание Земского собора.

    Введение уроков и погостов.

    Создание стрелецкого войска.

    Отмена кормлений.

    Создание Сената.

    Создание приказов.

А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним:

Что такое «Избранная рада?

Кто входил в состав «Избранной рады»? (слайд 3)

Проверка заданий у доски

Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.

Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.

В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ . В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством

Слайд 4

Псковский летописец писал : «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

А вы знаете, что такое опричнина?

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

3)Постановка цели и задач урока.

Перед вами белые листы, переверните их, на них вы увидите число и тему нашего сегодняшнего урока.

Тема урока «Опричнина».

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? ( Что такое опричнина)

А зачем опричнина нужна была…,т.е нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела ,т.е. её…? (последствия).

Слайд 5 «Цели урока»

Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Решение учебной задачи через включение нового материала

Существуют два определения опричнины: в узком и широком смысле.

Слайд 6

Прочтите оба определения и выберите какое определение дано в узком, а какое в широком смысле.

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены, за что и расправился с «Избранной радой».

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку , иконы и символы власти. Посетив село Коломенское , он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.

Слайд 7

Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…

А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1

О чём говорилось во втором послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

Предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

Учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

Слайд 8

В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в рабочие тетради.

Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы.

Слайд 9

В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.

Слайд 10.

Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.

Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско. Перед вами опричник.

Слайд 11 Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?

(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)

В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.

Слайд11

Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)

    Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?

Физическая минутка

Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в рукахи прикоснуться к истории.

В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Ребята, так это же новгородская грамота!

«Польскому королю Сигизмунду Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»

Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на новгород? (из-за измены новгородцев)

Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный»

После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос:

Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?

5) Первичная проверка понимания

Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам, наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ

Сообщение учеников:

    Борьба за власть в Англии.

    Борьба за власть во Франции.

    Чудесное спасение Пскова.

Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею, и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

6) Первичное закрепление.

Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?

Давайте, выделим последствия опричнины и поработаем в группах.

Выполнение заданий на карточках. (Нужно распределить предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными « - « . Какая группа первая закончит поднимает руку).

Задание карточки

    Тяжёлый экономический кризис «-«

    Укрепление самодержавия «+«

    Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»

    Укрепление обороноспособности государства «+»

    Помогла утверждению крепостного права,

т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Называть положительные последствия опричнины.

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.

Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами листочки , возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.

После того как ребята выполняют тест

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.

Тест

    1. Годы опричнины?

2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты

Б) полюдье и повоз

В) опричнину и земщину

А) преданность царю

Б) жестокость

В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам

Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре

В) имя собаки Ивана Грозного

(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С.232 задание №2 письменно в тетрадях

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценивание результатов работы учеников на уроке

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Опричнина»

Ребята, если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте свою подпись цветными фломастерами на «историческом» документе.

«Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 6 класса».

Ребята, спасибо вам за урок!

Подпишите свои тесты и, уходя, положите их мне на стол. Заранее спасибо.

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Опричнина Ивана грозного»

Презентация

К уроку истории в 6 классе

Тема: «Опричнина»


Состав «Избранной Рады»

Священник Сильвестр

Патриарх Иов

Дворянин Адашев

Князь Андрей Курбский

Митрополит Макарий

Малюта Скуратов


«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли». Псковский летописец


Тема урока:

«Опричнина»

1. Причины и цели опричнины. 2. Развитие опричнины. 3. Итоги опричнины.


  • Узнать что такое опричнина.
  • Выяснить цели введения опричнины.
  • Рассмотреть основные события периода опричнины.
  • Выяснить последствия опричнины.


Название удела царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями.

Комплекс внутриполитических мер Ивана IV , проводившийся в 1565-1572 гг. с целью укрепления личной власти государя.

В узком смысле

В широком смысле


Александровская слобода. Гравюра XVI век.



Система государственного управления в период опричнины

Опричнина

Земщина

Территория : поморские уезды, земли Строгановых на Урале, ряд слобод в Москве.

Столица: Александровская слобода.

Территория : земли, не вошедшие в опричнину.

Иван ΙV

Опричная Дума.

Глава правительства – И. Висковатый.

Земская боярская дума.

Опричные приказы

Столица: Москва.

Земские приказы.

Опричная казна. Опричное войско.

Земская казна.

Земское войско.






Цели опричнины:

  • Установление неограниченной власти царя
  • Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
  • - сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

Физическая минутка

По истории шагаем,

Кое – что не понимаем,

Изучать и наблюдать!




Из выделенных последствий опричнины выделите отрицательные и положительные

Последствия опричнины

  • Тяжёлый экономический кризис
  • Укрепление самодержавия
  • Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей
  • Укрепление обороноспособности государства
  • Помогла утверждению крепостного права


Критерии оценивания выполнения теста

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»

Ответы

1. Годы опричнины

Б) 1565-1572

2. Иван Грозный разделил территорию государства на 2 части. На какие?

В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю

  • Выберите одну из целей опричнины.

Б) укрепление власти царя и централизация государства

5. Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями


Домашнее задание

Дополнительное задание повышенной сложности по желанию

С.232 задание №2 письменно в тетрадях

  • ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО
Цель урока:
  • Рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решения проблемных вопросов.
Кадр из фильма «Иван Грозный» План.
  • Причины опричнины
  • Развитие опричнины
  • Итоги и последствия опричнины.
  • Опричнина
  • (1565-1572 гг.)
  • Этимология
  • От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины.
  • Опричнина – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
Цели опричнины:
  • Стремление царя к единовластию
  • Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности
  • Причины опричнины:
  • Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати.
  • Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
  • Работа с документами.
Кадр из фильма «Иван Грозный» Документ №2. Ответьте на вопросы: 1) С каким событием связано начало опричнины? 2) Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины? 3) Против кого был направлен опричный террор?
  • Документ №3.
  • К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
  • Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
Последствия опричнины
  • политические
  • Социально-экономические
  • 1. Укрепление режима
  • личной власти царя.
  • 2. Ликвидация
  • пережитков удельной
  • системы.
  • 1. Хозяйственное
  • разорение страны.
  • 2. Начало процесса
  • закрепощения крестьян
«Сущность опричнины»
  • «Сущность опричнины»
  • С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский «Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием»
  • С. Соловьев «Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми»
  • Д. Альшиц «Террор – необходимое условие самодержавия».
  • А. Зимин, С. Веселовский «Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения.
  • В. Кобрин «Борьба удельного и централизованного порядков».
  • Н. Карамзин «Следствие душевной болезни Ивана IV».
  • В. Ключевский «Гипертрофированная централизация государственной власти»
1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
  • 2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.
  • По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?
Список использованной литературы
  • http://timemislead.com/neveroyatnaya-istoriya
  • http://mirvracha.ru/news/show/914
  • http://history.sgu.ru/?wid=1639
  • http://vasily-sergeev.livejournal.com/4563404.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/3698936/post125141310/
  • http://www.liveinternet.ru/users/_just_alone_all_life_/friends
  • http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivan_gros/06.aspx
  • http://as-kjkjk.ucoz.ru/news/vojna_protiv_rossii_idjot_uzhe_davno/2010-09-11-92
  • http://otvet.mail.ru/question/71937667

Презентация на тему "Опричнина Ивана ΙV Грозного" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о причинах, задачах, итогах опричнины, проводимой Иваном Грозным. Автор презентации: Фёдорова И.А.

Фрагменты из презентации

Понятие «опричнина».

  • Опричнина – «кроме».
  • 1)Опричнина – наследственное земельное владение женщин из великокняжеской семьи.
  • 2) Опричнина – наследственное земельное владение Ивана ΙV Грозного.
  • 3) Опричнина – политика Ивана ΙV в 1565-1572 гг, сопровождаемая террором.

Опри́чник - человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Накануне опричнины.

  • Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах».
  • В 1563 году царю изменяет князь Курбский, который выдаёт разведчиков царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев.
  • Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него существует боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются чрезвычайные меры.

Переписка Грозного с Курбским.

  • Курбский: «Царь должен искать доброго и полезного совета не только у советников, но и у всенародных человек, поскольку дар дух даётся не по богатству внешнему, но и по правности душевной».
  • Грозный: «Писание твоё принято и прочитано… Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотя письмо твоё и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни… В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину… Это ли не противно разуму- не хотеть быть под властью своих рабов?

Хроника опричнины:

  • Декабрь 1564-февраль1565- отъезд Ивана в Александровскую слободу.
  • «3 декабря 1564 удивил и устрашил до крайности москвичей… Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков саней – царь с царицей Марией Темрюковной… покидали свою резиденцию.
  • Раздел страны на «опричнину» и «земщину».
  • Казни бояр в Москве.
  • 1566 -1568 – массовые репрессии. Казнено 500 человек. Митрополит Филипп осуждает опричнину и покидает митрополичью кафедру.
  • 1569 -1570 –Волна казней. Расправа над В. Старицким.
  • 1570- поход на Новгород.
  • 1570 – казнь И. Висковатого.
  • 1571 –нападение Девлет – Гирея.
  • 1572 – новый поход Девлет – Гирея.
  • 1572 – объединение опричнины и земщины.
  • 30 июля 1572- битва при селе Молодь (командовал войском Воротынский).
  • 1575 -1576 – правление Симеона Бекбулатовича.
  • 1576 – возвращение Ивана ΙV на престол.

Историки об опричнине:

  • Вся мрачная, затхлая атмосфер средневековья был проникнут культом насилия, пренебрежением к достоинству и жизни человека, всевозможными суевериями. Царь Иван Васильевич не был чем – то исключительным в длинной веренице средневековых правителей – тиранов. (1572 – Варфоломеевская ночь –вырезано 30000 человек).
  • Массовый террор, осуществляемый в русском государстве в 1567 – 1570 гг., создал обстановку, превратившую всеобщий страх и подозрительность в важнейший элемент общественной жизни. В конце концов жертвой страха стал и сам Иван Грозный. Н протяжении всей опричнины он жил затворником в Слободе и никуда не выезжал иначе как под охраной. (Скрынников Р.Г.Царство террора).

Cлайд 1

ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древнерусского – «особый». В 14–15 вв. «Опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).

Cлайд 2

между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране противоречие

Cлайд 3

Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, Ливонская война (1558-1583) велась Царством Русским за территории в Прибалтике и выход к Балтийскому морю, чтобы прорвать блокаду со стороны Ливонской конфедерации, Великого княжества Литовского и Швеции и установить непосредственное сообщение с европейскими странами.

Cлайд 4

Ливонская конфедерация была заинтересована в контроле над транзитом русской торговли и существенно ограничивала возможности русских купцов. В частности, весь торговый обмен с Европой мог осуществляться только через ливонские порты Ригу, Линданисе (Ревель), Нарву и перевозить товары можно было лишь на судах Ганзейского союза. Одновременно с этим, опасаясь военного и экономического усиления России, Ливонская конфедерация препятствовала провозу в Россию стратегического сырья и специалистов, получая в этом содействие Ганзы, Польши, Швеции и немецких имперских властей

Cлайд 5

Русское государство вновь оказалось отрезанным от моря. Страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. На ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: только 3 года из 25 лет войны не было значительных набегов. Итоги и последствия войны Ям-Запольский мир (1582г) (сроком на 10 лет) Ливонии белорусских земель Россия отказывалась от: Плюсское перемирие (1583 г) (со Швецией) Россия теряла: Ям, Копорье, Ивангород Южное побережье финского залива Ухудшилось положение народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).

Cлайд 6

Состав опричного двора был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Целью их становилось – приблизиться к трону, власти и богатству.

Cлайд 7

Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с.Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе. 3 января 1565 Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине «гнева» на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании «воевать против недругов». Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.

Cлайд 8

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В ПЕРИОД ОПРИЧНИНЫ (1565-1572 гг) Опричнина Земщина Территория До20 городов с уездами (Вязьма, Козельск, Перемышль, Вологда,Каргопольидр.)и отдельных волостей, несколько подмосковных слобод, несколько улиц в самой Москве. Земли, не вошедшие в состав опричнины. Правительственная резиденция Александровская слобода Москва, Кремль. Верховная власть Государственный аппарат «Особый» (новый) двор с особыми боярами, дворецким, казначеями, дьяками, придворным штатом и проч. Старый московский двор Опричная дума, опричные (дворовые) приказы «Земской дворец» Войско Опричное войско из дворян, бояр, князей, иностранцев-наемников и др. численностью 1-6 тыс. человек. «Земскоевойско»

Cлайд 9

Централизация страны Становление деспотического самодержавия Дальнейшее утверждение крепостного права Тяжелый экономический кризис ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ Историки до сих пор спор спорят, целилась ли опричнина в остатки удельно-княжеской старины или была направлена против сил, которые мешали укреплению самовластья Ивана Грозного, а разгром боярской оппозиции был лишь побочным явлением. Не решен вопрос и о том, была ли вообще отменена царем опричнина и был ли второй ее «всплеск» в 1570-е и по другим вопросам. Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем свидетельствуют ее последствия, в том числе наступление «смуты» в начале 17 в. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном монархе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

Cлайд 10

Учреждение опричнины и использование ее царем как орудием физического уничтожения политических противников, конфискация земельных владений, вызвали нараставший протест части дворянства и духовенства. В 1566 группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Все челобитчики Иваном Грозным были казнены. В 1567 напротив Троицких ворот Кремля (на месте здания Российской государственной библиотеки) был построен опричный двор, окруженный мощной каменной стеной, где и вершился неправедный суд. В 1568 с «дела» боярина И.П.Федорова началась большая волна репрессий, в результате которой было казнено от 300 до 400 чел., в основном это были люди из знатных боярских родов. Даже митрополит Филипп Колычев, выступивший против опричнины, по приказу царя был заточен в монастырь, и вскоре задушен Малютой Скуратовым.


Copyright © 2024 Строительный сайт.