Каменные колокола. Соловки энциклопедия

На углу Староместской, известной площади с часами, находится дом с удивительной судьбой и запоминающимся названием – «У каменного колокола». Этот памятник архитектуры и истории служил пристанищем легендарным историческим деятелям, пережил период забвения и возродился вновь в качестве знаменитой достопримечательности и готической жемчужины Праги.

История строительства дома

Согласно легендам, на этом месте еще во времена княгини Людмилы появилась первая постройка – считается, что это была подземная капелла, где служили свои мессы христиане, подвергавшиеся в те времена гонениям. Подтверждением этой версии можно считать обнаруженные части скульптур.

Нынешний трехэтажный дом-дворец появился там в начале XIV столетия и служил аристократической резиденцией. Когда чешская принцесса Элишка Пршемысловна, она же Елизавета Богемская, вышла замуж за Иоганна Люксембургского, он же Ян Слепой, здание перестроили для них. Поскольку мужская линия Пршемысловичей к тому времени прервалась, то в 1310 году вместе с рукой Элишки Ян получил богемскую корону.

В первые годы правления Люксембурги жили в этом доме, который тогда еще не имел нынешнего названия, хотя тот самый колокол уже прозвонил. Одна из версий восшествия Иоанна на чешский престол гласит, что колокольным звоном ему дал сигнал войти в город личный капеллан Элишки. А название «У каменного колокола» появилось примерно сто лет спустя, когда этот предмет вмонтировали в стену здания в память о событиях прошлого.

Позже в этом дворце жила одна королева, и здесь же она, говорят, родила сына Вацлава, более известного как император Карл IV. Уже будучи взрослым, Карл жил здесь, пока перестраивался Старый королевский дворец в Пражском Граде.

Позже это здание оказалось в руках пражских дворян, а в шестидесятых годах XIV столетия его разделили на несколько частей наследники очередного скончавшегося владельца. Дворец-резиденция сократилась до углового дома, который теперь и известен как дом «У каменного колокола».

Перестройки здания

В эпоху Карла IV позднеготический фасад дома был одним из красивейших в Европе, а сейчас это ценнейший памятник готической архитектуры. Изначально ниши между окнами третьего этажа украшали скульптуры королевской четы, фигуры в парадной одежде с королевскими плащами, а по сторонам находились изображения двоих вооруженных охранников. Интерьеры были декорированы под влиянием придворной моды Западной Европы.

Вот только между готикой на протяжении столетий мелькали и другие стили – архитектурное наследие берегли не всегда, предпочитая переделывать здания в соответствии с каждым новым витком строительной моды. Например, готические фасад и кровля были отстранены, пристраивались дворовые крылья с галереей.

Первые обновления произошли еще в конце XIV века, а масштабная реконструкция случилась в 1685 году. Тогда дом переделали в стиле барокко, который был в тренде. Элементы готики убирались и снимались со здания, некоторые из них просто измельчали и снова использовали как строительный материал. К счастью, фанаты барокко загубили не все: часть деталей готического декора они просто сбросили в подвал, где их спустя три столетия обнаружили реставраторы.


На рубеже XIX веке предпринимались попытки перестроить дом в стиле псевдобарокко, однако кончилось это тем, что оригинальные архитектурные детали просто закрыли ложным фасадом. Наконец, в XX столетии здесь размещали канцелярии, склады и мастерские, полностью уничтожившие изначальный внешний вид. К шестидесятым годам прошлого века здание подошло абсолютно непримечательным и невзрачным. Ниже бывший королевский дом пасть уже не мог, поэтому дальше его ждало возрождение.

Реставрация и современный облик

В 1961 году в этом месте проходили масштабные археологические изыскания, еще спустя десятилетие началась большая реставрация, целью которой было восстановить готические черты дома – как внутри, так и снаружи. Это была кропотливая и затратная работа, продолжавшаяся более десяти лет.

В ходе реконструкции была снята штукатурка, которая слоями покрывала западный фасад; наследие эпохи барокко было удалено. Реставраторы нашли превосходный пример зрелой готической архитектуры. В итоге зданию был возвращен позднеготический облик образца XIV – в таком виде «У каменного колокола» был представлен публике в 1988 году. Колокол, кстати, тоже вернули на место, и сейчас он вмонтирован в угол постройки.


Сегодня фасады трехэтажного дворца-башни украшены восстановленной пластикой, а стены парадных залов на втором и третьем этажах – росписями. В тех же залах сохранились укрытая балдахином тройная тронная ниша, сидения под окнами и портал. На втором этаже есть молельня, где можно увидеть фрагменты оригинального убранства.

На первом этаже размещена экспозиция, где представлены некоторые детали пластического декора, которые сохранились частично. А в южном крыле уцелела капелла с фресками и крестообразным ребристым сводом.

«У каменного колокола» сегодня используется пражской городской галереей для выставок и концертов. Обязательно загляните туда, когда будете на Староместской площади – это одно из самых замечательных зданий на карте Праги.

Располагается дом с поэтичным названием «У каменного колокола». Хотя вернее было бы сказать дворец, ведь здание состоит из трех этажей, богато украшенных как внутри, так и снаружи, в данный архитектурный ансамбль еще входят пристроенные флигели и двор.

Дом «У каменного колокола» в первую очередь примечателен тем, что входит в список старейших построек в Праге. С 13 века он своим внешним видом радует горожан. В начале 14 века на него обратила внимание королевская семья, он был немного перестроен в соответствии с ее вкусами и запросами. После проведенных работ здесь поселились король Ян Люксембургский с супругой Элишкой Пршемысловной. По одной из версий именно здесь и родился знаменитый чешский король Карл IV, который правил с 1346 по 1378 года. Если же данный факт учеными не признан как достоверный на 100%, то ни у кого не вызывает сомнений в том, что в доме «У каменного колокола» любимый монарх жил и гостил до 1333 года – до завершения строительства .

С 60-х гг. 14 века здание перешло во владение городских дворян, наследники сменяли одним за другим друг друга, проводя все новые и новые строительные работы, которые сильно изменяли первоначальный исторический внешний вид дома. Примерно в это же время дворец и получил свое название, под которым мы его и знаем до сих пор. Легенда гласит, что рядом с ним был помещен колокол, свалившийся с Тынского храма.

Со временем дом изменился до неузнаваемости, потерял свой готический стиль. Так в 19 веке его перестраивали в стиле псевдобарокко, а вначале 20 века и вовсе превратили в обычное здание, по внешнему виду не отличающемуся от сотни других, расположив в нем большие канцелярии, хозяйственные склады и мастерские.

Все изменили 80-е годы 20 века, когда была проведена масштабная реконструкция здания. На взору жителей и гостей города опять как в давние времена предстал дворец — башня в своем первоначальном готическом стиле. В процессе работ под слоем штукатурки западного фасада был найден ценный архитектурный и исторический памятник с украшенными в готическом стиле окнами.

Первоначальный интерьер удалось восстановить далеко не везде, но на каждом этаже можно найти частичку того королевского дворца. На первом – это капелла с прихожей, расписанные фресками на религиозную тематику, на втором – молельня, на втором и третьем – парадные залы, готовые для приема знатных гостей.

Сейчас Дом «У каменного колокола» находится в ведении , и здесь проводятся различные выставки и концерты.












Каждый колокольчик отражает специфику того места, откуда он привезён

В Архангельске живет Лидия Григорьевна - собирательница колокольчиков, в том числе и из Соловков: "Поначалу коллекцию пополняли колокольчики из разных мест Архангельской области (Малых Корел, Соловков, Северодвинска, Котласа и т. д.). Потом к ним присоединились колокольчики из городов России и Украины: Ярославля, Вологды, Великого Новгорода, Пскова, Курска, Волгограда, Сочи, Одессы... Вот и прежний губернатор области Анатолий Ефремов, узнав об увлечении, подарил ей кошечку, пусть и не в виде колокольчика, но тоже со звоном. (Татьяна Гудкова . Кошечка от Ефремова. «АиФ в Архангельске», Архангельск, www.aif.ru. 23.04.2009 )

Древнейший колокол Соловецкого монастыря был отлит в 1545 году и получил имя "благовестный плакун". В 1560 году для Преображенского собора царь Иван IV пожаловал монастырю два малых зазвонных колокола по 25 пудов и 720 рублей специально на литье новых колоколов.

Древнейший колокол Соловков


Новые Соловецкие колокола. Фото Владимира Шраги.

Монастырь вскоре приобрел три колокола, отлитых во Пскове мастерами князям А. И. Воротынского. Один колокол, именуемый "Преподобнический", весил 173"/2 пуда и был отлит в июле 1557 года "мастерами псковскими запсковского конца Матвеем Григорьевым сыном да Кузьмой Михайловым сыном". Эти мастера изготовили в 1559 году второй колокол весом 30 пудов. Третий колокол весом 80 пудов 14 фунтов отлил в 1547 году мастер Трофим Оскарев Псковитин.

Отлитый во Пскове в 1587 году Иваном Матвеевым, сыном Псковитина, 150-пудовый колокол был подарен монастырю боярином Д.И.Годуновым.

Каменный колокол
К числу древнейших колоколов, собранных в Соловках, стоит вспомнить об очень старинном небольшом каменном колоколе с железным клепалом - он был упомянут в первой монастырской описи 1514 года.
Колокол "Заес"
Мастер Василий Осипов (1719) отлил в самом монастыре 80-пудовый колокол, названный "Заес" (заяц).
Колокол "Борисович"
Коллекцию пополнили поступивший в дар колокол, изготовленный новгородскими литейщиками (1597) и 995 пудовый колокол, отлитый старцем Сергием в 1600 году в самом Соловецком монастыре. Его назвали "Борисовичем", так как колокол был отлит с использование 500 пудов меди и 100 пудов олова, присланных царем Борисом Годуновым специально для колокольного литья. В 1762 году старый "Борисович" был перелит в новый колокол весом 1000 пудов, названный "Преображенским", который в через 12 лет раскололся и был вновь перелит мастером Евдокимовым. В сплав была добавлена медь и новый колокол стал весить 17,6 тонн. В последний раз этот же колокол, наибольший из всех соловецких колоколов, был повторно перелит в 1888 году и стал весить 1147 пудов.

Петербургский колокольный мастер Петр Евдокимов работал в 1770-х гг. в Соловецком монастыре. Он отлил помимо "Преображенского" колокола еще три. Все эти колокола были уствновлены на новой монастырской колокольне.

Другой из сохраненных колоколов украшен восемью расположенными попарно рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов и тонким орнаментом с геральдическими элементами. По венцу колокола идет круговая готическая надпись. Он упоминается в монастырской описи 1676 года как "старый колокол немецкого литья".

Монастырская опись 1676 года упоминает "часы боевые с перечасьем, а у них четыре колокола перечасных небольших". В конце XIX века на часовой башне Трапезной находилось семь колоколов.

(На этой странице нами пересказаны события и факты,
опубликованные в книге проф. Г.Богуславского "Острова Соловецкие" ).

Соловецкий монастырь в свете строгих формальных определений
Ставропигия: статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам, братствам и соборам, делающий их подчинёнными непосредственно патриарху.
Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.» (Из Устава РПЦ)
Первый после восстановления патриаршества в России: патриарх Тихон; cвятитель Тихон Московский (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925) - епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 Патриарх Московский и всея России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви (9.10.1989).

Скандал вокруг Соловецких колоколов

"...я видела туристическую рекламу, весьма далекую и от просветительского и от духовного уровня...

Та реклама, которую вы упомянули - известное передергивание известных людей. Я знаю, о чем речь ведется. Это "Колокола и голые женщины", напечатанная в конце 80-х. Я сам рубил помост для этих колоколов где-то до 82 года. Я тогда работал в музее и делал эту экспозицию колоколов, так что это очень старый снимок, а используются он сегодня очень активно. Какие цели они преследуют, я не знаю. Но мы уже не раз встречались с этим фактом и приходилось объяснять всем, кто задавал вопросы, что это черный пиар. Привлечение такого рода материалов мне кажется очень жестким, некорректным и непристойным. Такого на Соловках (а я работаю директором здесь с 2000 года, 12 августа будет 5 лет) не было, нет и не будет. Это было самое начало нерегулируемого туризма, когда тут никого не было, была грязь, бардак, дезорганизация, и все были слабы. Кто что хотел, тот то и делал, пользовал Соловки." (Михаил Лопаткин . Отношения двух институтов - музея и Церкви - всегда непростые. Интерв. Мария Свешникова. Страна.Ru. Москва, 09.08.2005 )

Звонили в колокол... но густой туман
и ветер разбивали все надежды.

"Назавтра я уже вышел с вещами на мол. Оказалось, что по особому распоряжению ночью из Кремля прибыла ревизионная комиссия человек пять-шесть во главе с инженером Кутовым (10 лет каторги). С ними масса больничного для Анзера груза - одеяла, белье, лекарства и пр. Снарядили две лодки. И комиссия тронулась в одиннадцать часов утра на тот берег. Меня не взяли. Да я и не настаивал. Ходко пошли лодки. Весело гребли «поморы» - это все люди с особо лошадиной категорией. День был серый, мрачный. Тучи нависли. Солнца не было. Вдруг поднялась буря. Пролив длинный. К счастью, ветер был с запада на восток, и морской лед по проливу погнало от Реболды вправо. Я ушел домой к Дехтяреву, забрав и вещи.

Обычно переправа совершается часа полтора-два. Но тут получилось несчастье. Лодки стало затирать в «сам» - глыбы морского льда. Стало чрезвычайно холодно, ведь январь. Обычных «грелок» - ламп не взяли, как не взяли опознавательного шеста с флагом: не ожидали беды. Лодки затерло - ими уже нельзя было управлять. С быстро наступившей темнотой потерялось у правивших определение местности. Трудно представить себе скверную с тучами темноту. Люди мерзли. Лодки стали в «сам», но лед, конечно, двигался. С четырех часов дня до восьми часов утра ничего не было видно. Гребцы не знали, где они находятся. Пищи, конечно, не взяли. Лодку с грузом бросили и она потом не была найдена - груз пропал, потонул. Старшему по охране досталось за то, что он не поставил на оставленной лодке шеста с флагом, по которому можно было ее издали найти. Старшего отдали под суд. Результата этого суда не знаю. Натерпелись, намучились путники в лодке за ночь. Страдания же были ужасны: без пищи, без воды, без тепла. На ветре и морозе. На Кеньге, ожидая комиссию, разложили костры и жгли их целую ночь. Звонили в колокол. Но густой туман и ветер разбивали все надежды." (Архимандрит Феодосий (Алмазов) . Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. Изд. Общество любителей церковной истории, Москва, 1997 )



Copyright © 2024 Строительный сайт.